Достижения Витебщины
75 лет Великой Победы
ДОЖИНКИ В ВИТЕБСКЕ

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Экономика

Ирина Левкович: торговые предприятия Витебщины составляют достойную конкуренцию республиканским сетевым компаниям



Ни одна сфера услуг не востребована у населения так, как торговля. Об успехах и ежедневных заботах более чем 35-тысячной армии торговых работников Витебщины накануне профессионального праздника беседуем с начальником главного управления торговли и услуг облисполкома Ириной Левкович.

– Как вы оцениваете роль торговли в обществе? Какие задачи она решает?

– Торговля является важной составляющей экономики любого государства, связующим звеном между потребителем и производителем. От профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит и развитие самой отрасли, и качество оказываемых услуг населению. Главная задача –  обеспечить каждого человека, проживающего как в городе, так и в отдаленной деревне, востребованными и качественными товарами. Для этого и трудится в нашей сфере более 35 тысяч человек. Торговля оперативно реагирует на происходящие в экономике и обществе процессы. Как пример – четкая и слаженная организация работы торговых объектов в сложных эпидемиологических условиях. Не допущено дефицита и перебоев в обеспечении населения продуктами питания и товарами первой необходимости, соблюдены все профилактические меры, препятствующие распространению инфекционных заболеваний. Без торгового обслуживания не обходится ни одно культурное, спортивное, развлекательное мероприятие. Нарядные подворья, яркие летние кафе и современные фуд-траки стали неотъемлемой частью любого праздника, в том числе Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Ведь создавать настроение и радовать покупателей это тоже одна из наших задач.

– В каком направлении развивается торговая сеть нашей области? Какие определены приоритеты?

– Мы стремимся вывести торговую сеть на новый качественный уровень. За два с половиной десятилетия в этом плане произошло много положительных изменений. Внутренний потребительский рынок отличает стабильность и высокая товарная насыщенность. Мы забыли такие явления, как дефицит, распределение товаров по карточкам и ажиотажный спрос. Существенно изменился уровень организации торгового процесса. Следуя современным тенденциям, открываются многофункциональные торговые центры, которые позволяют сосредоточить в одном месте разнопрофильные объекты и предоставить населению широкий ассортимент товаров и востребованный спектр услуг. В их числе – «Бизнес-центр «Марко-сити», ТЦ «Мега» и «Трио» в Витебске, «Зодиак» и «Капитал» в Новополоцке, «Орша-сити» в Орше, «Манеж» в  Полоцке.

Наряду с вводом крупных магазинов и торговых центров не менее важным для области является открытие объектов шаговой доступности.

Кстати, за последние пять лет количество объектов формата «магазин у дома» увеличилось в два раза и составило порядка 4,6 тысяч. Развитие данного сегмента стало возможным благодаря предоставленному законодательством праву открывать магазины на первых этажах жилых домов.

Количество торговых объектов за последнее десятилетие увеличилось в 1,5 раза. В развитие крупноформатной торговли инвестировано порядка 700 млн руб. В настоящее время торговое обслуживание населения осуществляют более 13,5 тыс. торговых объектов различных форматов, 76 торговых центров, 55 рынков и 1735 объектов общественного питания. Обеспеченность населения торговыми площадями составляет 711 кв.м из расчета на одну тысячу жителей, местами в общедоступных объектах общественного питания – 42 при общереспубликанских нормативах 600 кв.м и 40 мест соответственно.

– Как вы считаете, оправдана ли тенденция на развитие  крупных торговых сетей? 

– За последнее десятилетие наша продовольственная сеть шагнула далеко вперед и сегодня супермаркеты «Евроопт», «Доброном», «Корона», «Green», «ГИППО», «Соседи», «Санта»» по оснащению, технологии, организации торговли не хуже магазинов ближнего зарубежья. Согласитесь, прийти в такой объект и приобрести все необходимые товары сразу – очень удобно, поэтому они востребованы у населения. Достойную конкуренцию республиканским сетевым компаниям составляет сеть торговых предприятий нашей области: «Веста», «Ника», «Витебские продукты», «Полоцк-торг», «Дионис», «Орша-Сервис», «Мерком», а также фирменные магазины предприятий-производителей – «Ганна», «МяскоВит», «Мясная лавка».

– На июльской сессии областного Совета депутатов отмечалось, что жители всех без исключения населенных пунктов Витебщины (их больше, чем в других регионах – 5700) должны быть обеспечены качественным и доступным сервисом. Как обстоят дела с торговлей на селе?

– Это очень актуальная для нас проблема. За последние 10 лет в сельской местности закрылось 495 магазинов. Уменьшение количества объектов в значительной степени вызвано сокращением численности обслуживаемого населения, а также проводимой потребительской кооперацией оптимизацией организационной структуры и закрытием нерентабельных торговых объектов там, где проживают менее             200 человек. Изменить ситуацию помогает действие Указа Президента № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», которым предусмотрены беспрецедентные налоговые льготы и преференции для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения на территории сельской местности и малых городских поселений. Витебский областной Совет депутатов одним из первых рассмотрел вопросы применения Указа и в отличии от других установил особый режим налогообложения и иные преференции ведения бизнеса. За время действия указа налоговые льготы были предоставлены более 370 субъектам хозяйствования. Общая сумма полученных ими льгот составила 3,8 млн. руб. В результате в 20 районах юридические лица и ИП открыли 95 розничных торговых объектов, 35 объектов общественного питания. Больше всего – в Полоцком районе. В деревнях планируется продолжить оптимизацию торговой сети, расширять практику работы автомагазинов, активно использовать метод продажи товаров по предварительным заказам, другие мобильные формы обслуживания.  

– В последнее время все активнее развивается интернет-торговля.

– Повсеместное внедрение информационных технологий способствует  развитию дистанционной торговли, что особенно актуально во время пандемии. Сегодня интернет-торговля является одним из приоритетных направлений, количество  зарегистрированных в нашей области  интернет-магазинов составило более 800 единиц и возросло за последние пять лет более чем в два раза. Рынок электронной торговли привлекает субъектов хозяйствования и вызывает все больший интерес у потребителей. Сегодня практически любой товар можно приобрести дистанционно с доставкой на дом, заказав его через интернет.

– Самый сложный, на ваш взгляд, период в развитии отрасли?

– Начало и середина 90-х годов ХХ века не только для торговли, но и для всей экономики страны. Отправной точкой отсчета стал 1995 год. Программа основных направлений развития внутренней торговли до 2000 года положила начало внедрению новых технологий, компьютеризации отрасли, возрождению в новом качестве общественного питания, обеспечила системность в проведении товарной, экономической и кадровой политики. Начались процессы активной реконструкции существующих предприятий торговли и общественного питания, внедрения современного торгово-технологического оборудования, новых форм и методов обслуживания. Существенное влияние на это оказала приватизация и появление новых собственников, готовых вкладывать значительные средства в развитие материально-технической базы своих объектов и их рекламное оформление. Такой курс помог справиться с трудностями и вывести отрасль на современный уровень.

– Коронавирусная инфекция стала очередным вызовом для всех сфер деятельности. Как пандемия отразилась на итогах работы?

К сожалению, сложившаяся эпидемиологическая ситуация не способствовала стабильной работе предприятий отрасли. За пять месяцев темпы роста розничного товарооборота и товарооборота общепита составили, соответственно, 98,2% и 78,3%. В марте ушли на карантин и не возобновили работу порядка 60 ресторанов, кафе, баров. Текущая финансово-экономическая ситуация в торговле требует оперативного реагирования всей вертикали власти. Мы должны дойти до каждого проблемного предприятия, иметь четкий план действий по выходу из кризиса и контролировать ситуацию.

– Как на рынке продвигаются белорусские товары?

– Считаю, что мы достаточно успешно справляемся с этой задачей. Потребительский рынок области формируется преимущественно за счет белорусской продукции, удельный вес которой в общем объеме розничного товарооборота составляет 66,2%, что выше, чем по республике. По данному показателю область из года в год стабильно удерживает лидирующую позицию. В продовольственной группе значительно возросла реализация риса и гречневой крупы, рыбных и мясных консервов, муки и макаронных изделий, рыбы, масла растительного, яиц, сыров, свинины, огурцов, помидоров, минеральной воды. В непродовольственном сегменте растут продажи автомобилей, строительных материалов, бытовой техники, парфюмерно-косметических товаров.

– Ирина Петровна, вы 35 лет отработали в торговой сфере.  Наверняка сложилось мнение, каким должен быть торговый работник.

– Честным, культурным, терпеливым и преданным своему делу. Без этих качеств успеха не будет. И я рада, что в нашей отрасли трудится много профессионалов. Вот, к примеру, по итогам работы за прошлый год почетного звания «Человек года Витебщины» присвоено заведующей производством кафе «Спатканне» объединения № 1 ОАО «Полоцк-торг» Екатерине Войченко, старшему мастеру колбасного цеха Сенненского райопотребобщества Фаине Гузовой, директору ООО «М-1 компани» (Дубровенский район) Фариду Сабитову. Своими успехами и достижениями может гордиться коллектив ОАО «Веста» (директор Рейман Вениаминов), предприятие занесено на республиканскую и областную доски Почета, на областную – КУП «Гостиничный комплекс «Новополоцк» (директор Наталья Полякова).

За высокие достижения и показатели в работе в этом году нагрудным знаком Министерства антимонопольного регулирования и торговли «Выдатнік гандлю Рэспублікі Беларусь» награждены заведующий торговым объектом кафе «Лилея» КУП  «Гостиничный комплекс «Новополоцк» Татьяна Борисевич, заведующий магазином №152 ОАО «Веста» Гульнара Карпенко, заведующий торговым объектом ООО «Чистые родники» (Орша) Лариса Снежкова. С такими людьми легко решать любые задачи.

– В 2019 году вы от Витебской области избраны членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Расскажите немного о своей сенаторской деятельности, чем приходится заниматься?

– Являюсь заместителем председателя Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансов, участвую в подготовке законопроектов на различных стадиях . В этом году мне поручено курировать работу над проектом очень важного для наших покупателей Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Кроме этого принимала участие в подготовке законопроектов «О лицензировании», «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования», «О платежных системах и платежных услугах» и др.

– Ваши пожелания коллегам в преддверии профессионального праздника.

Хочу сказать всем работникам торговой отрасли огромное спасибо за добросовестный труд, пожелать здоровья, благополучия, счастья и прекрасного настроения.

Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.



При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ