Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Экология

Отдельные контейнеры для отслуживших новогодних елок устанавливают некоторые жильцы в Витебске

«Елочка на мусорке. Вот и весь Новый год, вот и всё веселье».

Эту картину после новогодних праздников можно наблюдать едва ли не в каждом дворе.

Вспомнилось, как когда-то в школе мне выпала такая тема сочинения. Именно тогда я впервые задумалась: праздник праздником, а лишать ради него деревце жизни не стоит. С тех пор в нашей семье появилась традиция: делать новогодние композиции из еловых или сосновых веток, которых достаточно в лесу под ногами, да и остаются они всегда на елочных базарах. При изготовлении вместе проявляли фантазию, делали сами украшения и гирлянды, одним словом, семейное творчество всем было на пользу, а главное – природе. И вот уже много лет в родительском доме перед Новым годом появляется такая замена зеленой красавице, заметьте, с «запахом леса», чего многим так не хватает в искусственных елях.

В преддверии зимних праздников, как сообщает интернет-сайт Витебского ПЛХО, лесхозами области на елочных базарах было реализовано порядка 27,6 тыс. деревьев, выращенных на специальных новогодних плантациях. Треть из проданных – сосны: говорят, что они дольше стоят и иголки меньше осыпаются. В целом накануне 2017-го продали почти на 2,5 тыс. больше деревьев, чем годом ранее. Благо за предновогоднее время выявили только два случая незаконной рубки елей в лесу, и каждый год таковых становится все меньше, а значит, на указанных выше цифрах счет можно остановить. Вопрос: куда все это отправляется после праздников? В деревне, например, проблем нет: можно просто пустить отслужившую свое елочку на дрова. Но что делать в городе?

Иголки – на косметику, стволы – на щепу

Известные своей бережливостью и экономией европейцы имеют богатый опыт, как выгодно распорядиться рождественским атрибутом. Так, в Швеции и Финляндии подлежащие утилизации елки перерабатывают на мебельных фабриках, используют для производства косметики (иголки) либо сжигают в городских котельных, превращая отходы в тепло и горячую воду. После всех праздников по городам проезжают машины, которые собирают ненужные деревья. В Австрии с пунктов сбора хвойные отправляются на производство топливных брикетов. 28 пунктов приема елок работало в январе в этом году в Лондоне, а кто не успел сдать ель самостоятельно, мог на дом вызвать мусоровоз. В Германии и Дании большой популярностью у фермеров пользуется компост из бывших новогодних красавиц. И таких примеров много.

На постсоветском пространстве над этой темой задумались не так давно в силу того, что бережливости и экономии природных ресурсов здесь только учатся. Так, в Москве подсчитали, что на праздник уходит около 500 тыс. живых деревьев, это примерно 85 тыс. кубометров древесины, из которых можно сделать 15 тыс. шкафов-купе из ДСП. Именно поэтому в столице России в последние годы занялись вопросом утилизации новогодних атрибутов.

В частности, в январе здесь провели акцию по сбору елок для зоопарков, а также отправке их на предприятие, занимающееся переработкой древесных отходов. Там из них делают щепу, которую затем используют в питомнике для животных в качестве удобрения и грунта. С такой же целью организовали работу пунктов по сбору лесных красавиц в Санкт-Петербурге при поддержке экологического движения «Мусора.Больше.Нет».

Тенденция распространилась и в регионах России. К примеру, в Рязани с пунктов сбора елочки направляются на переработку в мульчу, которую применяют как удобрение для зеленых зон города.

Есть своя практика и в Украине. К примеру, в Запорожье работники коммунальных служб, чтобы сэкономить на транспортировке, к каждому дому подгоняют машину для измельчения веток и перерабатывают на месте елки в опилки, предлагая их в качестве бесплатного компоста.

Большие шаги вперед

А что у нас? Признаться, в данном направлении пока похвастаться можно немногим. Но на особом контроле вопрос профилактики незаконной вырубки в лесу, идет активная популяризация искусственных елей, затрагивается тема переработки новогодних деревьев – а это уже несколько шагов вперед.

Вообще в Витебске отдельных пунктов для сбора елок нет. В областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды больше делают упор на то, чтобы елки не вырубали в лесу, и пропагандируют использование искусственных. У Витебского зоопарка, как сообщила его директор Ирина Орлова, нужды в елях нет: после месяца, проведенного в квартирах, это не лучший корм или подстилка для животных.

Вопрос оказался в ведомстве коммунальников, отвечающих за вывоз и утилизацию мусора. В управлении ЖКХ облисполкома отметили, что в госпрограмме по раздельному сбору мусора древесные отходы не значатся. Но то, что елки, как, к примеру, и остатки старой мебели, нельзя отправлять в общий контейнер – факт. Лучше оставлять на площадке для крупногабаритных отходов.

– Елки собираем отдельно у контейнеров во дворах микрорайонов нашего стотысячного города, – рассказал директор ПКУП «Биомехзавод бытовых вторресурсов» Новополоцка Сергей Семенычев. – Работники приезжают на специальном автотранспорте для крупногабаритного мусора и отвозят деревца на площадку порубочного материала спецавтобазы, где их перерабатывают, там есть необходимое оборудование. Конечно, если елку захоронить с остальным мусором, она не навредит природе. Но лучше пустить ее в оборот, и она принесет пользу человеку.

Такой же подход действует и в Витебске. Главный инженер УКПП «Витебское ГЖКХ» Алексей Героев сообщил, что от жилых домов, которые обслуживают коммунальники, елки забирают работники «Спецавтобазы» на отдельном транспорте. Есть на предприятии и станок для переработки древесины. Но, как выяснилось, и сами люди проявляют активность.

– В этом году в некоторых многоквартирных домах, где созданы товарищества собственников, жильцы выступили с инициативой, заказали отдельные контейнеры для отслуживших новогодних елочек. Плюс развесили в подъездах объявления, чтобы деревца не выбрасывали на территорию двора, а отправляли в эти контейнеры, – рассказал Алексей Михайлович. – Затем – на переработку или утилизацию.

Честно, от души порадовалась. Опыт, достойный похвалы и распространения. Получается, что вместо участи оказаться на мусорке у новогодней красавицы есть перспектива получить шанс перерождения и послужить на благо людей. Нужно лишь научиться грамотно это использовать.

Сбор и переработка елей, несомненно, важная тема. Но привлекает и европейский опыт, когда живые деревья на время праздников сдают в аренду или продают в кадках. Затем их снова высаживают в лесу. Получается, и дерево не нужно рубить, и не надо думать, куда его деть после Нового года. У нас такой подход пока что не прижился, отметили в ПЛХО, продажа елей в кадках – единичные случаи в отдельных лесхозах области. Что-то подсказывает, что ключевые слова здесь «пока что». И, конечно, не забываем про проверенный вариант: искусственное деревце с мохнатыми лапами, которое так же нарядно выглядит и дарит ощущение волшебного праздника, сверкая огнями гирлянд и разноцветными шарами. Причем прослужит оно вам долгие годы.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ