Оршанский район перезагрузка
75 освобождения Беларуси
год малой родины

Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Экология

В Новополоцке выбрали микрорайон для внедрения принципов зеленого градостроительства



Сила любого сообщества в консолидации и согласованных действиях. С учетом этого постулата в городах-соседях – Новополоцке и Полоцке – проходило обсуждение пакета документов, вошедших в проект ГЭФ – ПРООН – Минприроды "Зеленые города”, финансируемый Евросоюзом. В ходе заочной дискуссии порядка 7 тысяч жителей региона не просто ознакомились с Планом зеленого градостроительства и Единым планом устойчивой городской мобильности, но и предложили оптимальные, с их точки зрения, пути генерального планирования этих городов.

 

По словам консультанта проекта Веры Сысоевой, его инициаторы сознательно не выносили на суд общественности готовый продукт. Важно было подключить местные сообщества на стадии проектирования, максимально учесть все пожелания. В случае расхождения оценок последнее слово оставалось за горожанами.

Принципы концепта "Зеленые города" в общих чертах известны и понятны. Развитие велодвижения, приоритет транспорту на электротяге, внедрение энергоэффективных технологий, озеленение, умное домостроение, просветительская работа с населением. На такой основе должна стоять урбанистика будущего, строиться экосознательное общество.

Но, кроме общих принципов, есть комплекс существенных деталей и неповторимых особенностей, присущих конкретному населенному пункту. Полоцк – это город-музей. История поработала на его имя, одарила жемчужинами средневекового зодчества и книгопечатания. И теперь он получает ренту, в значительной степени существуя за счет индустрии туризма.

Новополоцк – антипод городов старой формации. Он всегда одной ногой в будущем, не копил заработанного, потому что перманентное развитие промузла требовало колоссальных инвестиций.

Разные города – разные риски. Первый с подозрительностью смотрит на волны новостроек, что покрывают камнем и асфальтом старинные земли. Специализация Новополоцка порождает страхи другого рода. На них указывает руководитель проекта Ирина Усова. Почти все респонденты – 94 процента! – главным приоритетом считают систему экологической безопасности. Комплекс мер, которые способны минимизировать причины, ведущие к техногенным ЧП, а в случае, если гром все-таки грянет, достаточны для локализации и успешной ликвидации последствий.

Второй по значимости задачей статистика называет сохранение характерных черт архитектурно-художественного облика Новополоцка и планировочных решений. Комплексной застройки. Мозаичных панно. Ландшафтного дизайна, в котором рукотворные зоны сочетаются с фрагментами первозданного леса, оставленного в черте города его первостроителями.

Никакой концепт не может игнорировать транспортную проблематику. Карлик по меркам мегаполисов, Новополоцк оперирует расстояниями города-миллионника. От бывшего завода БВК до коттеджных поселков на юго-восточной окраине – 14 километров. От проходной ОАО "Нафтан" до поселка Междуречье – 18. От "Полимира" до микрорайона Боровуха – 15. До мест загородного отдыха и сельхозпредприятий и того больше. Не потому ли город большой нефтехимии, население которого в массе своей трудится в удаленной промзоне, смотрит на автомобиль как на инструмент выживания? К сожалению, тотальная автомобилизация одного из самых платежеспособных городов Беларуси, которую в иерархии новополоцких рисков следовало бы поставить на первое место, не получила должной оценки со стороны участников дискуссии. Однако даже школьнику понятно, что автобус, везущий в салоне 150 – 200 пассажиров в час пик, загрязняет атмосферу гораздо меньше, чем сотня легковушек, суммарный выхлоп которых при ближайшем рассмотрении намного вредоноснее выбросов промзоны.

Тем ценнее прямой диалог разработчиков планов зеленого градостроительства и городской мобильности с населением. Проекты, доработанные с учетом мнения рядовых граждан, будут переданы в администрации Новополоцка и Полоцка, получат сопряжение со стратегией их развития.

В настоящий момент команда проекта вместе с партнерами на местах изучает вопрос финансирования предложенных мероприятий. Расходы, связанные с инициативами, которые касаются устойчивой мобильности, возьмет на себя проект "Зеленые города". Следующим этапом станет разработка концепций трансформации существующих городских      кварталов на тех же началах. В Новополоцке полигоном для внедрения принципов зеленого градостроительства избран 9-й микрорайон.

Фото Владимира Факеева.


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ