Репинский «Дезертир» из музейных фондов Витебска представлен на выставке в Третьяковской галерее

Печать

Среди 300 художественных и графических работ Ильи Репина, представленных на выставке в Третьяковской галерее на Крымском Валу, есть этюд «Дезертир» из собрания Витебского областного краеведческого музея.

Об истории этого живописного произведения, о том, как оно оказалось в Витебске, а также о других картинах художника, имеющих отношение к придвинскому краю, рассказал посетивший экспозицию в Москве заместитель директора ВОКМ Валерий Шишанов.

– Выставка посвящена 175-летию со дня рождения известного художника. В экспозицию вошли произведения из 26 музеев России и зарубежья, а также из частных собраний. Они разместились на трех этажах в самых крупных выставочных залах Третьяковской галереи. Последняя ретроспектива Ильи Репина проводилась 25 лет назад, а первая была в 1924 году при жизни художника. Всего же в Третьяковской галерее прошло шесть крупных выставок живописца. Из них самая масштабная была в 1936-м, и на ней выставлялись графические работы из собрания витебского музея, – отметил Валерий Шишанов.

Кстати, «Дезертир» тоже был в экспозиции, но на тот момент этюд находился в частном собрании сына знаменитого физиолога академика Ивана Павлова, которому Репин в свое время его подарил. И вот спустя более 80 лет это произведение вновь вывешено в зале Третьяковки.

Работа над подготовкой выставкой длилась более двух лет. В Москву была отправлена информация обо всех произведениях Ильи Репина в фондах Витебского областного краеведческого музея. А это, помимо этюда, две иконы, графические листы. В итоге был отобран только «Дезертир».

Эта малоизвестная работа, написанная в 1917 году, отражает взгляд художника на сложный период в истории России – годы Первой мировой войны и революции.

Как пояснил Валерий Шишанов, этюд попал в наш музей в 1963 году из Национального художественного музея Республики Беларусь благодаря содействию тогдашнего его директора Елены Аладовой. Написан он на линолеуме, как и некоторые другие работы Репина того периода, так как запас холста французского производства, который предпочитал художник, закончился.

В «Дезертире» переданы растерянность, страх пойманного солдата. Губы в едва намеченной улыбке, которая, кажется, вот-вот сорвется в нервную гримасу психологически надломленного человека, потерявшегося во «враждебных вихрях» своего времени. По одной из версий, художнику позировал его внучатый племянник Василий Репин.

Работа пострадала со временем, но в 1990-е годы приобрела новую жизнь благодаря витебскому художнику-реставратору Юрию Кегелеву. До отъезда в Москву постоянно находилась в экспозиции Художественного музея.

В зале Третьяковской галереи рядом с «Дезертиром» другие произведения художника того же периода: портрет Керенского, «Большевики» и портрет офицера.  

– К выставке, которая продлится до 18 августа, издан прекрасно иллюстрированный каталог, один экземпляр которого передан витебскому музею. В альбом вошел «Дезертир», а также работы Ильи Репина здравнёвского периода – знаменитые «Лунная ночь», «Осенний букет», «На солнце», рисунок «Лодки на берегу Западной Двины» и другие. А на обложке – автопортрет художника, который до 1930 года находился в усадьбе живописца под Витебском, где жила семья дочери – Татьяны Ильиничны, – рассказал Валерий Шишанов.

Произведения, написанные в белорусской усадьбе под Витебском, широко представлены в выпущенной к 175-летию художника полиграфической и сувенирной продукции, а также в книге из серии «Семейный альбом художника», которую издает Третьяковская галерея. В нем есть фото семьи художника на крыльце здравнёвского дома, вид усадьбы.

Фото Дмитрия ОСИПОВА

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны