Более 70% пустующих зданий в Витебской области не находят покупателей на аукционах. В чем причина?

Печать

В Витебской области по итогам 2018 года общая площадь неиспользуемых коммунальных объектов увеличилась на 9,5% и составила почти 534 тыс. кв. м. Очевидно, что проводимая на постоянной основе работа по сокращению неиспользуемых зданий и сооружений требует совершенствования. Об этом и других актуальных направлениях деятельности в сфере имущественных отношений, а также основных новациях Указа Президента №169 от 10 мая  2019 года в интервью vitvesti.by рассказал председатель комитета государственного имущества облисполкома Виктор Зайцев.

— Виктор Васильевич, за счет чего произошел рост неиспользуемой недвижимости, и какие новые подходы по вовлечению ее в экономический оборот прорабатываются сегодня?

— Рост обусловлен тем, что в коммунальную собственность принималось имущество ликвидируемых хозяйственных обществ и социальные объекты в сельской местности. Например, в 2017-2018 годах от таких предприятий принято более 2 тыс. объектов недвижимости, из которых около 45% — производственного назначения. 

Кроме того, в коммунальную собственность было принято имущество 17 республиканских предприятий, а также комплекс бывшего военного городка «Подсвилье» в Глубокском районе — это более 10 тыс. кв. м зданий и сооружений.

За прошлый год площадь сдаваемых в аренду объектов увеличилась на 9,2%, переданного в безвозмездное пользование имущества — на 15,3%.

Сейчас почти 94% пустующих  площадей находится в собственности городов и районов. Мы понимаем, что работа с такой недвижимостью требует совершенствования, и в качестве одного из направлений предлагаем на местах рассмотреть вопрос о создании специализированных компаний в крупных городах региона по примеру областного центра. В Витебске горисполком выступил учредителем коммунального унитарного предприятия по оказанию услуг «Центр недвижимости г. Витебска», опыт работы которого заслуживает изучения и внедрения городскими и районными исполкомами, а также государственными объединениями области.

— В чем особенности работы такой специализированной организации?

— Функции собственника предприятия осуществляет Витебский городской Совет депутатов, а основным направлением деятельности является сдача внаем собственного и арендуемого имущества. На баланс организации горисполком передал более 600 зданий и сооружений, в том числе почти 500 изолированных помещений коммунальной собственности.

Компания предоставляет потенциальным клиентам максимально широкий выбор сопутствующих услуг, начиная от подбора помещений в соответствии с требованиями клиента и до юридического сопровождения сделки. По данным на 1 марта 2019 года, предприятие заключило более 460 действующих договоров аренды, а также 105 договоров безвозмездного пользования объектами недвижимости.

В 2018 году в бюджет поступило более 2,1 млн рублей, вырученных от продажи компанией на аукционах неиспользуемого имущества.

—  Возможно, по этому пути пойдет и Оршанский район, комплексное развитие которого сегодня находится в центре внимания всей страны. Насколько успешно там удается распоряжаться неиспользуемым и неэффективно используемым недвижимым имуществом?

— Действительно, план вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемой недвижимости на территории Оршанского района находится на особом контроле как нашего комитета, так и облисполкома, Госкомимущества и правительства.

По результатам инвентаризации в Оршанском районе выявлено 643 неиспользуемых или неэффективно используемых объекта разных форм и уровней собственности.

Совместно с областными органами управления подготовлены предложения по их вовлечению в оборот, проводится широкая информационно-разъяснительная работа. Соответствующая информация структурирована, проиллюстрирована, удобно оформлена и максимально доступна потенциальным инвесторам.

Предложения по возможному использованию простаивающей недвижимости размещены на официальных сайтах «Витебскоблимущества», Оршанского райисполкома и облисполкома, Национального агентства инвестиций и приватизации Республики Беларусь и других специализированных организаций.

В результате по данным на 1 апреля, в хозоборот вовлечено более 20% зданий и сооружений, из которых почти 36% используются организациями в собственных целях, еще более 19% проданы, сданы в аренду или переданы в безвозмездное пользование. 

— Насколько напряженное задание по сокращению площади неиспользуемой недвижимости установлено на 2019 год в целом по области?

— В сформированные на  текущий год перечни и графики вовлечения в хозяйственный оборот, списания (сноса) неиспользуемого имущества включено 1017 объектов, в том числе 63 здания и сооружения республиканской и 690 коммунальной собственности, 55 строений облпотребсоюза, 209 единиц недвижимости, принадлежащих ОАО.

К слову, Единый реестр государственного имущества содержит сведения о расположенных на Витебщине 137,4 тыс. объектов недвижимости и почти 41,6 тыс. земельных участков.

На протяжении многих лет основным способом вовлечения в оборот остается продажа.

Более 70% выставляемых на торги объектов остаются невостребованными потенциальными покупателями.

Одна из причин — специфичность самих зданий и их удаленное расположение от райцентров и крупных населенных пунктов.

Непросто находить новых собственников для объектов социальной инфраструктуры в сельской местности, даже выставляемых на торги за одну базовую величину. В текущем году запланирована реализация 310 объектов, в том числе более 130 сооружений повторно за 1 БВ. С начала года уже проведено более 200 аукционов, на торги выставлено почти 90 объектов.

По данным на 1 мая продано 40 зданий и сооружений, еще 12 объектов сдано в аренду, передано в безвозмездное пользование или снесено.

Можно отметить, что с момента появления возможности реализации неликвидных объектов за одну базовую величину таким способом удалось найти собственников более чем для 1,1 тыс. зданий и сооружений. На данный момент из них 37% сооружений вовлечено в оборот, более 42% находятся в работе, а по остальным объектам запущена процедура возврата в государственную собственность.

Хочу напомнить, что законодательство предусматривает и безвозмездную передачу недвижимости, которая заинтересовала потенциальных инвесторов. Для этого необходимо представить в орган управления (как правило, это местный исполком) инвестиционный проект. Понятно, что каждый проект индивидуален, нет единых требований, но обязательно надо указать сроки его реализации, объем предполагаемых инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Также продолжится практика продажи добросовестным субъектам хозяйствования арендуемого ими не менее трех лет госимущества. За прошлый год местные органы власти приняли такие решения по 28 объектам, суммарная рыночная стоимость которых превысила 3 млн рублей. Всего же за последние 3 года арендаторы выкупили 61 объект, в бюджет поступило порядка 5,8 млн руб.

— Активизировать все эти процессы призван подписанный главой государства 10 мая Указ №169 «О распоряжении государственным имуществом». Каковы основные новшества документа, на что следует обратить особое внимание?

— Указ совершенствует регулирование общественных отношений в сфере распоряжения государственным имуществом. Среди ключевых новаций документа можно выделить несколько положений. Так, увеличивается с 1 года до 3 лет предоставляемая покупателю госимущества рассрочка, при этом ее срок (в пределах 3 лет) будет определять сам покупатель. Для активизации работы с неиспользуемым имуществом балансодержатели госнедвижимости получают право оставлять себе 50% средств от его реализации.

Кроме того, на повторные торги при отсутствии спроса оно может выставляться сразу со снижением цены до 50% (ранее был обязательный шаг со снижением 20%).

Усовершенствованы отношения по продаже неиспользуемого госимущества за одну базовую величину. Так, существующая сегодня возможность продавать недвижимость, расположенную на территории средних, малых городских поселений и сельской местности, сразу на аукционе с установлением начальной цены продажи в 1 БВ (то есть без его выставления по полной стоимости) распространяется на всю территорию страны, кроме областных центров и Минска.

Также в указе речь идет о праве выкупа арендованного госимущества всеми категориями арендаторов, включая физлиц, занимающихся агроэкотуризмом и ремесленнической деятельностью, что будет способствовать развитию предпринимательской инициативы и занятости населения.

На 1 января 2019 года общая площадь объектов недвижимости, находящихся в собственности Витебской области и ее административно-территориальных единиц, составляет более 9,8 млн кв. м. Из них площадь сдаваемых в аренду объектов превышает 325 тыс. кв. м и увеличилась за 2018 год на 9,2%. Передано в безвозмездное пользование почти 923 тыс. кв. м (рост на 15,3%).

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны