Жизнь на воде, или Как витебчанин Иван Русин продолжил династию речников

Печать

Прораб путевых работ филиала «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» Иван Русин принадлежит к династии речников. С малых лет он впитал романтизм профессии и с течением времени занял должность своего отца.

Иван Русин родился в Витебске. Его отец, уроженец Брестчины, Александр Петрович после окончания Пинского гидротехнического техникума приехал в город на Двине в середине 1950-х для работы в изыскательской русловой партии. Здесь он познакомился с Ириной Петровной, которая трудилась поваром, а затем одновременно шкипером (завхозом) на брандвахте – несамоходном судне с жилыми помещениями, предназначенном для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов.

После школы Иван Русин выучился на автослесаря в ПТУ №37 и до призыва в армию работал по специальности. Служил на Черноморском флоте на противолодочном крейсере «Ленинград». Вернувшись в родной город, вновь устроился на автопредприятие. Но через полгода родители предложили пойти к ним в Витебский технический участок водного пути, который занимался очищением и углублением русла, установкой навигационного оборудования. Сын долго не думал, потому что с детства привык к реке и его тянуло на водные просторы.

Официально с Западной Двиной Иван Русин связан с 1984 года. Первым местом работы был земснаряд «ЗД-2», где начинал мотористом-лебедчиком. Потом окончил специальные курсы в Гомеле и стал механиком. Позже выучился на капитана. Получал новые теплоходы проекта 730, которые сейчас задействованы в «Витебскводтрансе». Но поработать капитаном не довелось – уговорили на административную работу. Таким образом, он пришел на место отца, возглавив изыскательскую русловую партию.

За время своей карьеры Иван Русин ходил по Западной Двине от Велижа (Смоленская область) до Верхнедвинска.

Дом на воде 

Очистка и углубление русла велись с мая по ноябрь. Обычно работу начинали с Бешенкович и Уллы, где особенно много намывало песка. На период навигации брандвахта становилась для полутора десятков речников родным домом. Здесь жили начальник партии, инженер, техник, десятник (бригадир), рабочие земснарядов, повар. На барже размещались административные и жилые помещения, ленкомната с телевизором, камбуз, столовая, душ. Из развлечений в свободное время были походы в лес за грибами и ягодами, рыбалка, игра в домино и карты. До середины 1970-х на брандвахте стоял бильярдный стол. На выходные желающие уезжали в город.

Детские годы и школьные летние каникулы Иван Русин проводил с родителями на брандвахте, жизнь на которой оставила яркие воспоминания.

Плавучая «автолавка» 

В 1980-х речной флот Витебска насчитывал десятки единиц техники. Только теплоходов различных видов было около 80, не считая баржи, плюс земснаряды и прочее.

На зимнюю стоянку техника размещалась в больших заводях, затонах, притоках Двины, чтобы весенний ледоход ее не повредил. А зимы тогда были не в пример нынешним. Теплоходы и баржи швартовались у судоремонтных мастерских, размещавшихся у моста Блохина чуть ниже по течению; напротив нынешнего порта у деревни Добрейка; у реки Шевинки, что возле Лук (Витебский район); загонялись в Лучосу и Уллу. На стоянках для обеспечения сохранности техники всю зиму дежурили вахтами. Например, на Улле для смены было возведено кирпичное здание, которое называлось караванка – производное от караванной (сторожевой) службы.

До середины 1970-х очистку и углубление дна часто проводили с помощью взрывчатки. Ее применяли для подрыва больших камней и делали «корыта» на порогах. Особенно сложным был участок длиной 9 км от Барвина Перевоза до Лущихи, где преобладают доломитовые породы. Взрывные работы запретили в связи с тем, что гибло много рыбы.

Отец рассказывал Ивану Русину, что после войны не одно десятилетие речной флот доставлял в торговые точки сельпо прибрежных населенных пунктов различные товары: соль, сахар, муку, спички и даже пиво в деревянных бочках. На барже был и плавучий магазин типа современной автолавки. Но с развитием дорожной сети необходимость в этом отпала. Хотя речной транспорт остается наиболее дешевым.

Фото Сергея Кавалевского и из архива Ивана Русина.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны