Уникальные технологии спирального плетения и ажурного ткачества возрождают городокские мастера

Печать

Уникальное ремесло, включенное в список нематериальных ценностей Беларуси, культивируется в Городокском Доме ремесел и фольклора.

— Название этой техники говорит само за себя — плетение осуществляется от центра будущего изделия по спирали, — сообщил член союза мастеров народного творчества Василий Симанкович. — Первой, кто освоил древнее занятие в нынешнее время, стала Людмила Горовая. Она лет двадцать назад отправилась на учебу к народному мастеру Беларуси Адаму Кравчуку, который объяснил ей нюансы аутентичного плетения. Позже Людмила Геннадьевна создала свою коллекцию, была удостоена стипендии Министерства культуры за возрождение старинных форм. Меня же в спирали привлекла философская составляющая — творческий процесс напоминает концепцию сотворения Вселенной.

Подобную технику использовали многие народы, но у белорусов она отличалась разнообразием изделий. В частности, наши предки таким образом изготавливали емкости для хранения зерна, круп, копченостей.

— Так называемые соломяники накрывались крышкой и служили своего рода термосами, сохранявшими определенную температуру и влажность. С другой стороны, они обеспечивали циркуляцию воздуха внутри, и провизия не плесневела, — объяснил Василий Павлович. — Еще один плюс — малый вес короба, позволявший без труда подвесить его под крышей, чтобы не достали грызуны.

Мастер занимается спиральным плетением с 2007 года. За это время успел накопить большой опыт, собрать обширную коллекцию работ, поучаствовать в сотнях выставок в разных странах и обучить десятки учеников.

— На Городокщине для плетения традиционно используются солома и молодые корни сосны. Кроме того, понадобятся колечко, регулирующее толщину заготовки, шильце, позволяющее продевать ленточку, фиксирующую новый виток спирали с предыдущим. В процессе требуются значительные усилия рук, поэтому в древности этим занимались мужчины, — сказал Василий Симанкович. — Сегодня ко мне на кружок в основном приходят люди в возрасте. Стараюсь привлекать молодежь, убеждаю, что умения ремесленника позволят им в любой жизненной ситуации заработать деньги. Все ученики участвуют в заготовке материалов.

Несмотря на то, что спиральным плетением интересуются мастера во многих регионах страны, конкуренцию городокчанам в Беларуси могут составить лишь представители Браслава и Верхнедвинска. В Витебске также есть умельцы, но они используют не аутентичные, а современные технологии.

Грант Президента 

Еще одно направление, которым занимаются в Городокском Доме ремесел и фольклора, — ажурное ткачество. На его развитие получен грант Президента Беларуси. Основной вклад в возрождение некогда позабытого вида народного ремесла внесла директор учреждения Марина Гущо, увлекшаяся уникальной техникой.

— Около тридцати лет назад я работала в районном краеведческом музее и участвовала в этнографических экспедициях, — сказала Марина Леонидовна. — Так как в свое время, учась на художественно-графическом факультете ВГУ им. П. Машерова, защитила дипломную работу по ткачеству, меня в поездках больше всего интересовала тема текстиля. Мне бросилось в глаза то, что кроме рушников, которые распространены по всей Беларуси, на Городокщине встречались оригинальные ажурные изделия.

Мастеров, владеющих подобной техникой, Марина Гущо не смогла отыскать. Отправилась на специальные курсы по ткачеству, но лишь спустя пять лет практики ей удалось освоить ажурное направление.

— Данный вид ткачества считался утраченным и был внесен в список памятников белорусской культуры. Мне очень помогла в освоении ажура тогдашний директор музея Екатерина Уверская. Она успела застать старожилов, занимавшихся им, — отметила Марина Леонидовна. — Таким образом я узнала, что существовало три разновидности этого ремесла. Овладев ими, представила свои рушники на конкурсе, проходившем в рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске — 2001». Жюри высоко оценило работу, присудив мне Гран-при.

Марина Гущо считает, что среди женщин изделия ажурного ткачества будут всегда актуальны, потому что имеют преимущества перед кружевными аналогами.

— В процессе работы за станком получаются разные по величине квадраты и прямо-угольники. Это завораживающая монохромная геометрия, игра размерами, — подчеркнула она. — Нам вместе с коллегами важно было возродить и сохранить наследие предков. Поэтому мы изучили музейные фонды, нашли десятки рушников, также изготавливали их сами. В итоге в 2013 году ажурное ткачество вычеркнули из списка памятников и признали культурным наследием страны.

Благодаря городокчанам об этой технике узнали не только в Беларуси, но и за ее пределами. Их ажурные экспозиции представлялись на выставках в России, Польше, Прибалтике и Турции и неизменно вызывали восхищение у публики и специалистов.

— В отличие от классического народного ткачества, использующего древние орнаменты и другой символизм, ажурное можно применять в изготовлении повседневных вещей, а не только при проведении каких-то праздников или обрядов, — отметила Марина Леонидовна. — Чтобы более широко развивать ажур, продвигать его в массы, решили попросить помощи у государства. В текущем году нам выделили грант Президента Беларуси. Будут закуплены дополнительные станки и прочее оборудование, проведены мастер-классы. Уже прошли два практических курса на Витебщине, один — на Могилевщине. Это направление может стать брендом Городокщины. Также о нем должны вспомнить наши соседи с Лиозненщины и Шумилищины, где в древности занимались таким ткачеством.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.

 

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны