Глина, которая поёт. Уникальные свистульки создаёт мастер-керамист из Дубровно

Автор: Ольга Лебедева Дата опубликования: 2020-06-09 08:28:29


Печать

Говорите, свистеть в доме — плохая примета? Но только не для мастера–керамиста из Дбровно Ольги Алексеевой. В ее руках глина превращается в настоящее произведение искусства — игрушку–свистульку, которая претендует на статус историко–культурной ценности Беларуси.

Руководителю народного клуба мастеров «Дубравушка» удалось в точности воссоздать технику, характерную для данной местности.

– Наш регион славился глиняными промыслами, были целые кварталы с мастерскими, – рассказывает Ольга Алексеева. – В послевоенные годы Анна Марачёва была единственной, кто занимался глиняной игрушкой. Ее работы – коники, птицы, барышни и другие персонажи – славились далеко за пределами Витебской губернии.

«Марачёвская свистулька» имеет свой неповторимый образ и колорит, не похожий на другие. Ее лепят из одного куска глины: «вытягиваются» ножки-плавнички, хохолок и др.

– К сожалению, точной технологии создания свистульки не сохранилось, поэтому приходилось самостоятельно, чередой проб и ошибок, восстанавливать традиционную свистульку, – говорит Ольга. – Порой работа велась интуитивно. К тому же Анна Марачёва была мастером, который сохранял исконную многообразность изделий. Иными словами, свистульке не придавался вид какого-то конкретного животного или птицы. Лишь силуэт. Остальное – мифологический собирательный образ.

Интересно, что отрасль гончарного ремесла на Дубровенщине существовала с глубокой древности до 70-х годов ХХ века. Ольга Алексеева рассказала, что в начале ХХ в. гончарную посуду и игрушки продавали на ярмарках соседних городов, вывозили в Смоленск, Петербург. Игрушки в виде фигур людей, всадников, необычных полуптичек, полуживотных выделяются своей архаичностью. Как и посуду, игрушки обжигали в технике дымления и закаливания. Коллекции Дубровенской игрушки хранятся в Государственном музее истории и культуры Беларуси, Государственном музее этнографии народов России (Санкт-Петербург), Дубровенском краеведческом музее, районном Доме ремесел, в музеях средних школ и частных коллекциях.

По сравнению с другими видами ремесла, возрождение которых было организовано в Дубровенском районном Доме ремесел, искусство «Марачёвской свистульки» в какой-то момент было практически утрачено. Однако некоторые образцы изделий удалось найти местным жителям на собственных подворьях. И за дело взялась мастер Людмила Червинская, которая передала эстафету Ольге Алексеевой.

– Глина всегда привлекала меня своей пластичностью. Начинаешь лепить и чувствуешь, как комок оживает в твоих руках, насыщает положительной энергетикой. Сам собой рождается образ. У каждой моей свистульки – свой собственный уникальный «голос», – добавила Ольга Сергеевна.

Фото Ольги ЛЕБЕДЕВОЙ.


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны