Велокросс на тротуарах Витебска. Как разминуться пешеходам и велосипедистам?

Печать

Не может не радовать тот факт, что наше общество все активнее приобщается к велосипедам. Теперь на них пересаживаются не только деревенские доярки или почтальоны, для которых это жизненная необходимость, но и жители городов, более привычные к общественному транспорту. Сегодня в Минске проходит массовый веломарафон «Viva, ровар!», участники которого преодолеют дистанцию более 10 км по проспекту Победителей. И это, конечно, замечательное событие.

ВЕЛОДРАЙВ3

Но то, с чем ежедневно встречаюсь на улицах родного Витебска, не настолько приятно. С наступлением весенне-летнего сезона я (а общественным транспортом практически не пользуюсь) опасаюсь ходить по пешеходным дорожкам. Почему пешеход не чувствует себя в безопасности на своей исконной территории?! Вот великовозрастный дядя в шлеме несется по тротуару, виляя среди шарахающихся людей, в его адрес так и готовы сорваться с губ нехорошие слова, за которые в детстве обязательно бы наказали взрослые. За родителем следует чадо, тоже ни в грош не ставя окружающих. Эти ездоки вылетают из-под локтя, атакуя со спины, бесшумно, не сигнализируя звуком о своем приближении, зачастую в наушниках, абсолютно абстрагируясь от происходящего вокруг, потеряв связь с реальностью.

Машину коллеги-автомобилистки, которая аккуратно поворачивала со второстепенной на главную дорогу, пропустив на переходе пешеходов, на всей скорости протаранила несущаяся с горы молодая велосипедистка, перелетевшая в итоге через авто. Настоящее чудо, что юное создание ограничилось ушибами и, извинившись, покатило на двухколесном транспорте дальше. На ремонт же автомобиля пришлось затратить немало средств. Другая коллега получила серьезную травму после столкновения с таким же «наездником».

Складывается впечатление, что мы кое для кого как кегли на городском асфальте. Когда поделился с приятелем, тот мрачновато пошутил: «Дай Бог, чтобы не случилось страйка» (термин в боулинге, когда выбиты все предметы). Просто вызывающую сценку наблюдал на днях на проспекте Фрунзе в Витебске, где велосипедист, посадив вдобавок на раму свою пассию, несся по тротуару в час пик, когда люди после рабочего дня возвращались домой.

Сегодня можно с уверенностью говорить о полной бесконтрольности перемещения по тротуарам. Как гласит соответствующий пункт ПДД, «движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов». Складывается впечатление, что ГАИ для своего спокойствия вытеснило потенциальных нарушителей с дороги, а дальше хоть трава не расти. Поддержка порядка и наказание нарушителей на этой части дорог никем и никак не осуществляются.

ВЕЛОДРАЙВ2

А по моей логике, для общей безопасности лучше бы организовать движение велосипедистов по проезжей части. Там ведь передвигаются по правилам, а того же пешехода не заставишь идти строго по ниточке, не сворачивая ни влево, ни вправо. Да и дети, которых никак не заставить спокойно идти – энергия в таком возрасте просто кипит, становятся наиболее беззащитными перед велолихачами.

 На моих глазах мама с едва научившимся ходить карапузом возле ратуши подкармливала на пешеходной улице голубей. Вдруг из-за угла они были атакованы стаей, иначе не скажешь, хулиганов на двух колесах: те на скорости пронеслись буквально в нескольких десятках сантиметров от ребенка. Да, он, к счастью, не получил тяжелой травмы (а так бы оно и было в случае столкновения), но неизвестно, чем обернется такой нервный шок в будущем. Раньше мамы напутствовали своих малолетних чад осторожнее переходить проезжую часть. Сегодня, к сожалению, те не могут чувствовать себя в безопасности и на тротуаре. Велодвижение по всей Беларуси ежегодно ширится. Я очень хорошо отношусь к тем, кто решил поменять образ жизни и пересесть на велик. И они рискуют на загородных трассах среди мчащихся фур, способных сбросить в кювет одним потоком возмущенного воздуха.

Велосипедисты, безусловно, молодцы. Их транспорт не способствует загрязнению атмосферы и не создает излишнего шума, они заботятся о собственном здоровье, а значит, и всей нации. С каким удовольствием наблюдал пару лет назад на Дне города в Орше показательные выступления мастеров велодрайва, которые демонстрировали чудеса, перескакивая с тумбы на тумбу или перепрыгивая на своем железном коне через планку, поднятую выше метра в высоту. Однако очень хотелось бы, чтобы приверженцы здорового образа жизни не превращались в проблему и опасность для пешехода.

P. S. Частично в ситуации виноваты и градостроители, которые в свое время не предусмотрели такого развития экологического транспорта. Хотя замечательным примером лично для меня остается участок улицы Чкалова област-ного центра между проспектами Московским и Строителей, возведенный еще в конце 1970-х, где по обе стороны дороги есть автономные заасфальтированные велодорожки. Правда, за эти годы без ремонта они пришли в упадок…

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны