Воспитание и образование: как сформировать настоящего гражданина своей страны?

Печать

Древняя китайская мудрость гласит: «Хочешь победить врага – воспитай его детей»

В последние годы особенно часто общество обсуждает качество учебников и учебных пособий. Причем для разных ступеней образования и, соответственно, различных учреждений образования: от общего среднего до высшей школы. Сегодня все мы отчетливо осознаем важность знаний социально-гуманитарного спектра. Время показало, что воспитание и образование является неразрывным и даже неделимым фундаментом формирования настоящего гражданина своей страны. А кто он, настоящий гражданин? И какие знания формируют указанный выше фундамент? Именно на эти вопросы попытаюсь ответить сквозь призму предложений для содержательной части, например, учебных пособий по курсу «Обществоведение».

Основной посыл: необходимый уровень восприятия материала должен быть обеспечен доступным языком изложения даже сложных вопросов, прежде всего, выделением вкраплений информации, способной «зацепить» и посеять мотивацию изучить вопрос глубже.

Важнейшей задачей обучения в учреждениях общего среднего образования должна стать задача формирования в сознании молодых людей образа «будущего молодого человека». Если на протяжении обучения мы сами формируем совершенно ошибочное мнение о том, что образ будущего молодого человека – это айтишник в стране IT, хороший управленец, менеджер и т.д. При этом ничего или совершенно мало уделяем внимания профессиям, социально значимым для современного общества: инженер, конструктор, технолог, учитель, космонавт, защитник Отечества... Так чего же мы ждем в результате?!

Наши выпускники должны четко понимать, что с приходом искусственного интеллекта роль «кодеров» существенно снизится и только специалист, способный думать, конструировать, другими словами, творить, имеет серьезные перспективы! Весь преподаваемый материал должен быть пронизан примерами достижений наших соотечественников, при этом не призываю полностью исключить известные мировые достижения.

Кроме того, современный мир существенно и быстро меняется, а значит пособия социально-гуманитарного плана необходимо обновлять не через регламентированный период, а по необходимости, чтобы материал соответствовал реалиям современного миропорядка. Сегодня первостепенное значение необходимо отвести повестке сохранения мира, в т. ч. сквозь призму участия в ней Республики Беларусь и ее лидера, сохранения идентичности народов мира, открыто критикуя при этом общемировое расчеловечивание.

Материал, характеризующий черты современной цивилизации, а также глобализации, целесообразно подавать сквозь призму явно видимых проблем и даже угроз концепции глобального мира (депопуляция, деиндустриализация, интеграционные структуры, цифровая глобальная система) и только сквозь призму национальных интересов Республики Беларусь и ее стратегических партнеров. В противном случае создается впечатление, что глобализация с цифровой основой и есть «светлое будущее».

Важнейшей задачей должно быть разъяснение учащимся преимуществ социально-экономической модели развития Республики Беларусь в современных геополитических условиях через призму международных сравнений. Необходимо делать акцент на то, что, несмотря на внешние вызовы и ограничения, Республике Беларусь удалось сохранить внутреннюю стабильность и не допустить обвала экономики, показывая высокие результаты, подтверждаемые международными рейтингами и индексами.

Очень важно отразить, что Республика Беларусь относится к странам с социально ориентированной рыночной экономикой, которая доказала свою состоятельность и эффективность. Показывать страну в сравнении с другими странами с социально ориентированной рыночной экономикой, такими как Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Германия и др. При изложении материала по уровню благосостояния населения необходимо раскрыть информацию о неявных доходах (выгодах) граждан, которые они получают вследствие проводимой государством социальной политики: бесплатные детский сад, школа, колледж, лечение, длительность отпуска по беременности и родам и др.

Отдельно нужно делать акцент на показатели расходов государственного бюджета на национальную оборону, которые в бюджете нашей страны ниже, чем у ближайших соседей. Международная обстановка заставляет уделять большее, чем раньше, внимание вопросам национальной обороны, вместе с тем социальные расходы бюджета остаются значительными, благодаря чему в полной мере обеспечиваются права граждан на бесплатное образование, здравоохранение и социальные гарантии.

В экономическом развитии необходимо провести сопоставления по уровням инфляции, занятости и безработицы, изменения ВВП в период мировой пандемии.

Важно уделить внимание сравнению стоимости потребительских корзин для граждан различных стран в сравнении с Республикой Беларусь.

Также целесообразно отразить информацию межстранового сравнения по достижениям Республики Беларусь по следующим показателям:

  1. Цели устойчивого развития.
  2. Ожидаемая продолжительность жизни.
  3. Индексы человеческого развития и человеческого капитала.
  4. Уровень образования и грамотности населения, охвата образованием в разрезе всех ступеней, начиная от дошкольного и заканчивая высшим.
  5. Условия для жизни детей.
  6. Показатели младенческой смертности.
  7. Количество врачей на 1000 жителей страны.
  8. Показатели гендерного равенства.
  9. Уровень преступности.
  10. Ввод жилья в эксплуатацию.
  11. Конкурентоспособность обрабатывающей промышленности и др.

В данном списке перечислены только самые яркие примеры показателей, которые отмечены на уровне мирового сообщества как конкурентные преимущества Республики Беларусь в межстрановом сравнении.

Для справки в подтверждение моих слов:

Ожидаемая продолжительность жизни сегодня составляет 72,4 года, что превышает показатели Украины, Российской Федерации, Молдовы и Грузии и лишь незначительно уступает нашим соседям из Польши и Прибалтийских стран.

В мировом рейтинге достижения 17 взаимосвязанных и неразделимых целей в области устойчивого развития, призванных преобразовать наш мир, Беларусь в 2022 году заняла 36-го позицию среди 166 стран.

В рейтинге индекса человеческого капитала Мирового банка Беларусь заняла 36-е место из 174 государств.

В рейтинге индекса уровня образования Беларусь занимает 29-е место из 189 стран, а в международном рейтинге условий для ведения бизнеса – 49-е место из 190 государств.

При этом в 2022 году, несмотря на значительный рост потребительских цен, уровень инфляции в Беларуси оказался ниже, чем в Литве, Латвии, Эстонии, почти в 2 раза ниже, чем в Молдове, и лишь незначительно опередил рост цен в Польше.

Сравнивая позиции Беларуси в вышеупомянутом рейтинге достижения целей устойчивого развития ООН с ближайшими соседями, можно отметить, что хотя мы и отстаем от Польши и Латвии, но опережаем не только Российскую Федерацию, Украину и Грузию, но и Китай, и США.

В международном рейтинге индекса человеческого развития Беларусь в 2022 году занимала 60-е место, опережая такие страны, как Грузия (63-е место), Украина (77-е место), Молдова (80-е место), и Китай (79-е место).

В международном рейтинге условий для жизни детей в 2020 году наша страна занимала 40-е позицию, опережая Россию, Украину, Молдову, Грузию, хотя и уступила Польше и Латвии.

Эпидемиологическая ситуация, всерьез пошатнувшая мировую экономику в 2020 году, не могла не отразиться на отечественной экономике. Вместе с тем, по данным Всемирного банка, темп падения валового внутреннего продукта Беларуси в 2020 году был ниже, чем у ближайших соседей, и ниже среднего по мировой экономике, что свидетельствует о достаточном запасе прочности нашей экономической системы. Так, среди ближайших соседей Беларусь в 2022 году демонстрировала наилучшие показатели по уровню занятости населения.

Таким образом, акцент материалов необходимо сместить с теоретических и правовых основ международных отношений на разъяснительный и доказательный базис о позиционировании Республики Беларусь в мировом сообществе XXI века, ее роли в геополитическом пространстве, конкурентных преимуществах, обоснованности и особенностях нашей государственной политики и модели экономического развития.

Необходимо знакомить молодежь уже в школе с содержанием принятых приоритетных направлений развития Республики Беларусь, которые должны быть указаны на равне с демографией, инновационным развитием, поддержкой регионов, культурой и здравоохранением:

  1. Счастливая семья – это укрепление традиционных семейных ценностей, в основе которых находятся здоровая семья, физическое и духовное благополучие, воспитание молодежи, обеспечение активной старости, забота о старшем поколении.
  2. Интеллектуальная страна – это образование и обучение, развитие науки, поддержка изобретательства и рационализаторства, раскрытие творческого потенциала. Это образовательная система нового типа, способная отвечать на вызовы современного социально-технологического уклада.
  3. Государство-партнер – это укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом. Усилия будут направлены на формирование социальной стабильности и благополучие народа.
  4. Инвестиционная политика – это наращивание объемов инвестиций, повышение эффективности их использования через приоритетное вложение средств в создание новых высокотехнологичных производств и региональную инфраструктуру.
  5. Защита прав добросовестного бизнеса и инвесторов, в том числе введение «стабилизационной оговорки» и упрощение подготовки проектов государственно-частного партнерства с учетом их масштаба и объема бюджетного финансирования.

Все это позволит сформировать у учащегося полную картину о направлениях внутренней политики государства, которая обеспечивает для каждого гражданина достаточно высокий уровень жизни, а главное – равные возможности для развития и роста.

Валентина Богатырёва, доктор экономических наук, професcор, ректор ВГУ им. П.  Машерова

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны