Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Образование

Не хочет ходить в школу: как помочь ребёнку справиться со стрессом и настроиться на продуктивную учёбу

Ученье — свет, а неученье — тьма. Об этом в преддверии учебного года родители напоминают первоклашкам, добавляя для пущей убедительности пару житейских примеров. Дети вроде с доводами согласны, готовы тут же сесть за школьную парту и грызть гранит науки, однако этот энергичный запал у некоторых может вскоре угаснуть.

Ребенок ни с того ни с сего начинает закатывать истерики, не желает идти в школу. Никакие уговоры не действуют. Что может спровоцировать такое поведение, как помочь ребенку? Без помощи профессионалов в решении этого вопроса не обойтись.

Частые ошибки  

– Многие родители чрезмерно переживают, как же их дети будут учиться в школе, все ли у них получится. Эта тревога понятна, но говорить об этом детям не стоит, – уверяет учитель начальных классов СШ №3 Глубокого Светлана Мацулевич. – Чувствуя обеспокоенность взрослых, ребята тоже начинают нервничать. Лучше перечислить положительные моменты, заинтересовать будущего ученика.

Светлана Устиновна 28 лет учит малышей считать, читать, писать, проявлять свои таланты. Пять лет назад она победила в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь» в номинации «Начальные классы», награждена нагрудным знаком «Отличник образования».

Для скорейшей адаптации Светлана Мацулевич рекомендует родителям больше внимания уделять соблюдению режима дня, общению с ребенком, спрашивая в первую очередь о том, что ему больше всего понравилось в школе, с кем познакомился. А вот сравнивать ребенка со сверстниками не стоит, лучше провести параллель с тем, каких успехов достиг он сам за это время.

– Особый акцент я бы сделала на значимости развития мелкой моторики, потому как у многих школьников от письма быстро устает рука. Есть много разных упражнений для коррекции письма. И вообще советую родителям больше внимания обращать на трудности, с которыми сталкивается школьник, учитывать рекомендации учителя. Ребенку в школе должно быть комфортно, – говорит отличник образования.

В процессе обучения Светлана Устиновна придерживается методики «Активная оценка». Это помогает ребенку с раннего возраста развивать адекватную самооценку, быть внимательным на уроках. Участие детей, их родителей и педагога в совместных творческих проектах также благотворно влияет на укрепление школьного коллектива.

Отсутствие единой матрицы

Стоит ли ругать ребенка, если по утрам он не хочет собираться в школу в то время, когда соседский мальчик бодро шагает к ближайшей автобусной остановке? Упреки не всегда дают действенный результат. Как сделать так, чтобы ребенок быстрее адаптировался в школе? К сожалению, единой матрицы для этого нет.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому фраза родителей, начинающаяся со слов: «А вот мы в твои годы…», вряд ли поможет. Специалисты уверяют, что пример родителей, безусловно, важен для детей. Только не стоит слишком усердствовать, лепить из него придуманный идеал, излишне ограничивать свободу выбора. Ему и так непросто.

– Чаще всего первоклашек пугает неизвестность, которая ожидает их впереди, – говорит педагог-психолог яслей-сада №1 «Вишневая сказка» Наталья Храповицкая. – Гораздо проще, если есть старшие братья и сестры. Ребенок хочет равняться на них, казаться взрослее. Большую роль играет и подготовительная работа, проводимая в учреждениях образования.

По мнению Натальи Леонидовны, в большинстве случаев детишки, прошедшие детский сад, готовы к школе. Правда, некоторым не хватает усидчивости. Их пугают дисциплина, фраза родителей, что на одном месте им придется высидеть больше получаса. А надо это преподнести по-другому. Мол, за этот короткий промежуток времени он сможет узнать много интересного.

Отчего болит живот?

Не желая идти в школу, дети ищут любые отговорки. Проблема это частая, а причины бывают разные. Может, ребенок просто устал от чрезмерной нагрузки или же виной тому скрытая тревога.

Испытывать страх – абсолютно нормальное явление здоровой психики, которое заставляет встряхнуться. Другое дело, когда страхов становится слишком много, ребенок в них застревает, теряет контроль над собой и ситуацией.

– Появившаяся тревожность может перерасти в фобию, – отмечает педагог-психолог СШ №1 имени П. Сухого Анна Шаробайко. – Главное – понять, что беспокоит ученика, и устранить причину страха, который отчасти может быть надуманным. Например, иногда родители говорят, что если школьник будет плохо учиться, то над ним будут смеяться сверстники, его будет ругать директор школы. Это и может вызвать обеспокоенность.

Рассказывать страшилки любят и старшие братья и сестры, а детская фантазия дополнит остальное. Первоклассник может переживать из-за того, что папы и мамы рядом нет, или же из-за трудностей в учебе, общения с одноклассниками.

– Не стоит забывать и о переходных этапах детского развития, ребенку иной раз нужно просто почувствовать поддержку семьи, и тогда, казалось бы, сложные проблемы разрешатся сами по себе, – продолжает Анна Константиновна. – Недавно в автобусе стала свидетелем разговора мамы с сыном, которому на вид было не больше 9 лет. Та грозно заявляла ему: «Да ты же уже взрослый, ты обязан был поступить иначе». Но это не так. Он еще ребенок и мог растеряться. Задача родителей – поддержать, подсказать, как надо было действовать в определенной ситуации. Все дети разные по темпераменту и в одних и тех же обстоятельствах ведут себя по-разному.

Проблемы адаптации бывают не только у первоклассников, но и у более старших школьников. Например, в пятом классе обеспокоенность вызывает тот факт, что вместо одного педагога уроки ведут разные учителя. У ребенка формируется самооценка, он начинает сравнивать себя с другими, находит новых друзей.

Фото из открытых источников.

 

10 слагаемых успеха:

Чтобы у первоклассника было желание учиться, а процесс адаптации в новом коллективе проходил безболезненно, родителям следует придерживаться советов психологов.

Например, Анна Шаробайко предлагает обратить внимание на 10 наиболее важных моментов, которые позволяют ребенку чувствовать себя увереннее, придают силы
и энергии максимально проявить свои способности:

  1. Будите утром ребенка спокойно, говорите ласковые слова. Пусть новый день начнется для него с маминой улыбки, а не со злобных выкриков взъерошенной, опаздывающей на работу мамаши.
  2. Не торопите его, дайте проснуться. Помните, что правильно рассчитать время – ваша обязанность, а малышу утром не до этого.
  3. Обязательно дайте позавтракать, даже если в школе предусмотрено питание.
  4. Отправляя в школу, не спешите давать строгие указания по поводу поведения или отметок. Лучше пожелайте ему доброго дня.
  5. Не устраивайте после занятий ребенку допрос. Пусть он отдохнет, расслабится, а потом все расскажет. Если нет, отложите беседу на другой раз.
  6. Будьте внимательны к ребенку. Если видите, что он хочет что-то рассказать, выслушайте. Сказанное вам по секрету может быть гораздо важнее убежавшего на плите борща, недосказанного телефонного разговора с подругой.
  7. Не заставляйте сразу после уроков делать домашнее задание, дайте отдохнуть. Представьте себя на его месте.
  8. Во время выполнения упражнений делайте небольшие паузы. Не подгоняйте, не подсказывайте ответы, поглядывая на часы. Знания ребенка важнее любой телепрограммы, которую вы спешите посмотреть.
  9. Если возникли проблемы, спросите совета у учителя, психолога. Повышать голос, эмоционально объясняя ребенку необходимость знания таблицы умножения, не стоит. Поберегите нервную систему.
  10. Заканчивайте день на позитиве. Не напоминайте лишний раз
    о том, что завтра будет контрольная работа по математике или сложный тест по литературе. Лучше пожелайте ему сладких снов.

Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ