Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Особенности учительского этикета, или Что позволено педагогу?

Что позволено учителю? На этот вопрос в очередной раз пытаются ответить в Министерстве образования Республики Беларусь: до 1 марта на сайте ведомства проходит публичное обсуждение проекта «Примерных этических правил педагогических работников». Корреспондент «ВВ» попытался разобраться в особенностях учительского этикета.

Примерные правила 

Обсуждаемый документ значительно больше всем известной клятвы Гиппократа. «Примерные правила» состоят из четырех частей, где кроме общих положений прописано, какими должны быть взаимоотношения между наставниками и их учениками, а также законными представителями детей. В отдельный пункт вынесены собственно этические требования к самому педагогу.

Так, правила хорошего тона предписывают учителям воздержаться от обсуждения в интернете своего места работы и коллег, не зло­употреблять служебным положением, подталкивая обучающихся или их законных представителей к оказанию услуг или вознаграждению за работу. Также рекомендуется принимать меры по предупреждению коррупции. Педагогам, считают авторы документа, стоит спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки, а также стремиться корректно разрешать спорные вопросы в частной и общественной жизни.

Работа учителя, написано в проекте документа, должна строиться на «основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности обучающихся». Выставляя отметки, учителю нужно быть объективным, не стоит публично критиковать школьников, раскрывать их секреты. Нельзя подвергать детей физическому, моральному или психологическому насилию. При этом в общении с родителями учителям необходимо вести себя открыто и уважительно. Нельзя разглашать информацию, которой делятся дети о своих родителях, и наоборот.

Отдельным пунктом – отношения между самими учителями. Так, педагоги должны защищать свой авторитет и авторитет коллег. Не унижать их в присутствии детей и родителей, не обсуждать с ними недостатки других сотрудников коллектива. Образ жизни учителя должен быть таким, чтобы не наносить ущерба престижу профессии, отношениям с детьми и их родителями. Звучит правильно и красиво, но работает ли?

«Презумпция виновности» 

Не секрет, что любой родительский форум в интернете пестрит обидами на педагогов. Чьих-то детей публично обсудили на родительском собрании,  кому-то не понравился тон учителя на уроке, кто-то не доволен объективностью выставления отметок и так далее.

Один из победителей конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года — 2017», учитель истории из Орши Андрей Иванов даже подобрал термин для такой ситуации – «презумпция винов­ности».

– Безусловно, в школах случаются конфликты, которые благодаря интернету становятся публичными, – поясняет он. – И хотя каждый случай необходимо рассматривать отдельно, учителя, к сожалению, нередко оказываются перед всеми и во всем виноватыми.

Сможет ли новый  документ, обращенный лишь к педагогам, снизить накал страстей и свести к минимуму конфликтные ситуации? Вероятно, нет. Всем прекрасно известно, что оскорбления, угрозы, насилие недопустимы. Но пока участник конфликта, виновный в его возникновении, будь то учитель, учащийся, родитель или представитель администрации школы, не будет  нести реальную ответственность в соответствии с законодательством, никакие новые этические правила не помогут.

Важна репутация 

Директор витебской гимназии №2 Константин Киселёв считает, что систематизировать этические нормы для педагогов можно, но все равно они будут носить лишь рекомендательный характер.

– Наша профессия и раньше была публичной, а с развитием интернета – и подавно, – считает он. – В результате из-за нескольких инцидентов, искусственно раздувается негатив вокруг профессии. Поверьте, в современных условиях хамы и некомпетентные люди учителями не работают. У меня, например, есть действенные механизмы воздействия – от Кодекса «Об образовании» до Правил внутреннего распорядка гимназии и должностных инструкций. На мой взгляд, о том, как вести себя в школе, нужно напоминать детям и их родителям. Нельзя учителей приравнивать к официантам.

– Очевидно, что обсуждаемый сегодня документ важен для педагогов, — отметила первый заместитель начальника главного управления по образованию обл­исполкома Елена Богданович. – Этика – основа работы учителя. Поэтому он должен позаботиться о своей репутации и не забывать: лучшее средство воспитания – собственный пример. Не можешь держать себя в руках, кричишь, скандалишь, не находишь общий язык с детьми и родителями, — нужно разобраться, в чем или ком проблема. С другой стороны, есть эмоциональное выгорание педагогов, и учителю в этой ситуации необходима помощь. Сегодня есть возможность проведения психологических тренингов, мастер-классов, семинаров. Было бы желание.   

Заместитель главы Администрации Президента Ольга Чуприс недавно заявила о возможности административной ответственности за оскорбление педагогов:

– Порой ситуации доходят до откровенных оскорблений школьного учителя, обществу надо стать на его защиту. Это можно сделать, используя, например, опыт нашего восточного партнера — Казахстана, где ввели административную ответственность за оскорбление учителя при исполнении должностных обязанностей. Мы присмотрелись к данному нововведению и планируем ввести такую же норму в наш кодекс.

Фото из открытых источников.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ