Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Память не продается?.. Как на Витебщине похищают и реализуют боевые награды

Для меня любая награда, будь то боевая, трудовая или спортивная, не поддается оценке в материальном выражении. Ведь за каждой медалью или орденом – человек, частичка его судьбы, а иногда и целая жизнь. Поэтому продавать, покупать или, не дай Бог, воровать награды, на мой взгляд, равносильно предательству.  Предательству по отношению к памяти человека, которому они принадлежали, истории своего народа, как бы пафосно это ни звучало.

IMG 0801

…И осколок в придачу

Мой отец Иосиф Иосифович Сивицкий на фронт попал в начале осени 1944 года, после освобождения Западной Беларуси. Но с фашистами боролся с первого дня оккупации Вилейки, где в то время проживал. Более трех лет он активно сотрудничал с местным подпольем. Кроме сбора информации, передавал партизанам медикаменты, продукты, одежду. Пусть взрывчатку под здание, где располагалось СД, и не подкладывал, но не раз был в шаге от возможности оказаться в казематах нацистской службы безопасности… Повезло.

А вот наводчику 45-ти миллимитрового орудия истребительного батальона 30-го Хасанского стрелкового полка 102-й Дальневосточной дивизии  2-го Белорусского фронта рядовому Иосифу Сивицкому  удача улыбалась меньше. В ходе Восточно-Прусской операции, недалеко от Кенигсберга, был тяжело ранен. В живых остался благодаря похоронной команде, заметившей еще подающего признаки жизни бойца, и вместо братской могилы передавших отца санитарам. Выкарабкался, в госпитале поставили на ноги, где и узнал о капитуляции Германии.

Но война для отца на этом не закончилась, после выздоровления был отправлен для борьбы с японской Квантунской армией. До Дальнего Востока доехать не успел, американцы сбросили на Японию атомные бомбы. О масштабных разрушениях и гибели мирных жителей в тот момент никто не думал, каждый радовался, что остался жив, что поезд взял курс уже на Запад – наступала мирная жизнь.

Иосиф Иосифович много орденов и медалей на войне не заслужил. Но каждую считал для себя самой главной. Впрочем, с фронта он привез еще одну «награду»  – осколок в легких, который врачи в полевом госпитале не заметили. Но это совсем другая история.

Демобилизовавшемуся солдату вскоре пришлось поменять гимнастерку, галифе и пилотку у соседки на козье молоко – врачи порекомендовали ослабшей от болезни дочурке. Но свои награды берег всю жизнь как зеницу ока. Уже позже, в преклонном возрасте, все семейные реликвии, в том числе и мамины ордена «Материнская слава» трех степеней, были переданы старшему сыну на хранение. Сегодня для внуков и правнуков моих родителей они и есть частицей той памяти, связующей несколько поколений нашего рода.

А на нейтральной полосе – нет совести

На днях пришлось посетить один из центральных рынков Витебска. Конечно, это не Арбат конца 80-х прошлого столетия, где на каждом углу шел оживленный торг советскими орденами и медалями. Тогда, будучи слушателем военной академии и только вчера вернувшийся с афганской войны, я не поверил своим глазам, увидав выставленную на продажу Звезду Героя. И, поверьте, это был не муляж. Продавец на мой вопрос о хозяине награды и бровью не повел, послав меня туда, где Макар коров не пас.

На рынке областного центра такой россыпи наград я не увидел. Но подойдя к продавцу-коллекционеру значков, высказал свою заинтересованность приобрести орден Великой Отечественной войны. Мне моментально была названа цена, в соответствии со степенью ордена. Продавец записал номер моего телефона, пообещав вечером перезвонить. И звонок последовал, с предложением встретиться на «нейтральной полосе». Более того, «коллекционер» проинформировал, что в наличии есть и другие награды, к примеру, орден Красного Знамени… Но я отключил телефон, поскольку дальнейший разговор мне был уже не интересен.

IMG 0815

Помню, как по возвращении из  Афганистана по вечерам слушал популярную тогда песню в исполнении не менее популярного ансамбля «Голубые береты» – «Ордена не продаются». В ней есть такие слова:

Мне старушка одна
Hа вокзале, поохав, сказала:
«Как не стыдно, сынок,
Жизнь свою начинаешь с обмана.
Где-то орден купил,
Hацепил и бахвалишься людям,
Сам такой молодой,
Да только совести грамма не будет».

Оказывается, и поныне все продается, в том числе боевые ордена. Радует одно: сегодня мой незаметно выросший сын также любит по вечерам слушать некогда любимую мной песню. Значит, он сохранил в душе уголок, где нет места равнодушию и беспамятству. И в этом, надеюсь, он не одинок.

Награда или жизнь?

К сожалению, преступлений, связанных с хищением наград, меньше не становится. Крадут у ветеранов, у тех, для кого ордена и медали деда – всего лишь ремарка из прошлого. Хранятся они без особой бережливости, в местах, легкодоступных для воров. Находятся и такие «родственнички», для кого награды служат разменной монетой: продал, выпил и забылся…

Вот лишь несколько примеров, когда ордена и медали по разным причинам становились добычей преступников. В Бешенковичах неустановленное лицо проникло в дом, в котором три года никто постоянно не проживал, но там хранились дорогие вещи. Вор похитил все самое ценное, а заодно прихватил награды бывшего хозяина.

Витебским городским отделом Следственного комитета расследуется уголовное дело, возбужденное в отношении 33-летнего жителя областного центра, подозреваемого в краже наград. В марте текущего года в правоохранительные органы поступило заявление от хозяина квартиры по ул. Чкалова, который сообщил о пропаже ордена Отечественной войны II степени, медалей «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга». Награды принадлежали отцу и деду заявителя, ветеранам Великой Отечественной войны. Он также пояснил, что орден и медали являются семейной реликвией и памятью о старших родственниках. Но вместе с тем похитить их для подозреваемого не составило труда. Более того, в момент задержания последний, пытаясь уйти от ответственности, выбросил с балкона собственной квартиры похищенные награды.

IMG 0789

В Полоцком районе ранее судимый гражданин 1983 года рождения выставил окно из летнего домика в дачном поселке и украл ордена и медали, которых бы хватило, чтобы украсить фонды любого районного краеведческого музея.  Среди более тридцати похищенных наград – орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, медаль «За отвагу» и медаль Жукова из серебра.

Чтобы представить нравственное «богатство» души вора, я хочу привести выдержки из показаний обвиняемого, при этом сохранив стиль изложения. «Изначально, когда я шел на воровство, то про эти награды не думал, хотел своровать «что-нибудь». Так, увидев медали на подушке (все награды хранились пристегнутыми на красной атласной подушке. – Прим. автора),  я решил, что продам их кому-нибудь… Где-то в кусты я выбросил саму подушку, на ней оставалась часть наград, так как с подушки я снял примерно 10 медалей, точное их количество назвать не могу. Хочу отметить, что с подушки я снял именно медали, ордена и значки я не забирал… На утро следующего дня я продал все эти медали за 170 000 белорусских рублей незнакомому  мне мужчине, торгующему вблизи Полоцкого колхозного рынка разными старыми мелкими деталями, бывшими в употреблении вещами. Я не рассказывал мужчине, откуда у меня данные медали, он  просто согласился купить и купил… Я действительно сожалею о том, что совершил кражу этих наград. Был пьян,  тогда не думал о последствиях».

Надо уточнить, что похищенные награды принадлежали отцу и матери, а также свекрови хозяйки летнего домика. В ночь совершения кражи ей позвонила соседка по дачному поселку, решившая там заночевать,  и сообщила о подозрительных звуках на участке потерпевшей. Но та особого значения этому звонку не придала. «Осмотрев летнюю кухню, я не обнаружила, чтобы что-то пропало. Магнитофон был на месте, как и медный подсвечник, самовар. И лишь когда ко мне на дачу спустя несколько дней приехал сын, он обнаружил, что из серванта исчезла подушка вместе с закрепленными на ней наградами», – сделала заявление правоохранителям женщина.

Такое равнодушное, безответственное отношение к наградам родных и близких людей мне непонятно. Не можешь или не хочешь обеспечить их сохранность – сдай в музей, потомки скажут спасибо. Но ведь есть и другие примеры. Один мой знакомый оперативник вспомнил, как несколько лет назад на улице Лазо в областном центре он участвовал в задержании нелюдя, убившего старушку, не пожелавшую отдать ему ордена и медали своего умершего мужа, ветерана Великой Отечественной войны.

Вместо эпилога

По известным причинам в наших семьях не сохранилось дореволюционных, царских знаков отличий за воинскую доблесть и другие дела во благо Отечества. С каждым днем становится все меньше людей, удостоенных советских наград за ратные и трудовые подвиги. В новых независимых государствах, образованных на территории бывшего СССР, _ новые награды. Они также дороги их обладателям. Но все же те, меченные не только временем, но и крутыми поворотами истории, с моей точки зрения, имеют другую цену. Не противореча себе, скажу, что с каждым годом они приобретают на «нейтральных полосах» и не только, все большую ценность. А значит, интерес к ним растет. Сберечь имеющиеся ордена и медали в моей семье я буду просить своих детей и внуков. Верю, так поступят и они.

Фото Артура Матеюна.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ