Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Метки
SP Page Builder - Search

Социум

Помощь ближнему как состояние души. Как волонтёры ПСО «Ангел» находят пропавших людей и своё призвание?

Светлану Пушнякову и Ольгу Щербакову из Витебска объединяет желание помогать. Светлана – координатор, а Ольга – администратор поисково-спасательного отряда «Ангел», который вместе с МЧС и милицией ищет пропавших и заблудившихся в лесах людей.

Желание помогать

ПСО «Ангел» в Витебске организован недавно – в феврале этого года. Хотя свою историю волонтеры ведут с 2012-го, когда неравнодушные люди во главе с минчанином Сергеем Ковганом создали добровольное движение для поиска людей, заблудившихся в лесу. Со временем поисково-спасательные отряды появились в Гомеле, Гродно, Бресте, Кобрине, Барановичах, Ганцевичах и других городах. Сегодня число подписчиков в группах ПСО «Ангел» в социальных сетях превысило 130 тысяч человек, и люди продолжают вступать в его ряды. Волонтеры помогают, причем совершенно бесплатно, искать пропавших, размещают информацию на интернет-ресурсах. Кроме того, организация проводит для добровольцев учения, мероприятия по обмену опытом с поисково-спасательными отрядами стран СНГ.

В витебском отряде около 20 активных участников, но в социальных сетях – не одна тысяча подписчиков, благодаря репостам которых удается массово распространять информацию о пропаже человека и объявления о сборах поисковой группы. Отряд объединяет людей разных возрастов и профессий. Например, Светлана Пушнякова – повар в детском саду, а Ольга Щербакова – предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги.

– История нашего отряда, по сути, началась с поиска в январе 63-летней витебчанки, – рассказывает Светлана Пушнякова. – Удалось организовать более 500 волонтеров. Они осматривали город, общались с местными жителями, расклеивали ориентировки. К сожалению, живой женщину не нашли – ее тело обнаружили в апреле в Западной Двине под Бешенковичами. Но первый опыт показал: людей сострадающих, готовых помогать, в Витебске много.

Светлана Пушнякова и Ольга Щербакова оказались в отряде не сразу – до этого в основном помогали волонтерам репостами в интернете и добровольными пожертвованиями. Поездка на республиканские учения ПСО «Ангел» в мае этого года расставила все по местам, командир отряда Сергей Ковган назначил Светлану координатором по витебскому региону.

– Пообщавшись с минчанами, загорелась, захотела активнее включиться в дело, – говорит Светлана. – Ради удобного графика даже сменила работу: перевелась с должности заведующей производством на войсковом полигоне поваром в детский сад.

– Помощь ближнему – это, наверное, состояние моей души, – добавляет Ольга Щербакова. – Найти человека живым и увидеть неподдельное счастье и благодарность в глазах родных дорогого стоит. У меня к тому же достаточно свободного времени, а это очень важно, когда необходимо искать людей по горячим следам. Бывают ситуации, что нужно выдвигаться на поиски буквально за считаные часы.

Не теряя времени

Средний возраст витебских поисковиков – 30-40 лет, хотя есть несколько волонтеров чуть за 20, а также 52-летний житель Городка, который, несмотря на расстояние, старается участвовать во всех поисках. Он очень важный член отряда: готовит карты для поисково-спасательных работ. Мужчин и женщин в отряде примерно поровну, есть несколько семейных пар. Коллектив, по словам Светланы Пушняковой, слаженный и дружный, но новичкам рады, людей всегда не хватает.

– Во время поисков, бывает, проходим в любую погоду по 20-30 км по лесу. Нагрузки большие, – говорит Светлана Пушнякова. – Поэтому человек должен рассчитывать свои физические возможности. Сначала все новички заполняют анкету в нашей группе в соцсетях, затем общаемся лично. Если человек готов работать, приглашаем его на тренировочные сборы. Волонтер должен научиться ориентироваться на местности, работать в цепи, пользоваться компасом, картой и так далее.

Во всех городах ПСО «Ангел» работает по одинаковому алгоритму: включается в поиски после поступления заявки на сайт ПСО «Ангел» и обязательного наличия в милиции заявления о пропаже человека. Информация обрабатывается администратором и координатором, намечаются направления работы. Это может быть рассылка ориентировок в паблики соответствующего региона, расклейка листовок в месте пропажи или возможного появления человека, а также, по необходимости, организовывается выезд поисковой группы. Если гражданин пропал совсем недавно, то уже через несколько часов волонтеры спешат на помощь, а если прошло несколько дней, подготовка выезда занимает день-два. ПСО «Ангел» давно сотрудничает с правоохранительными органами и МЧС, нередко они сами привлекают волонтеров для поисков, особенно если необходимо осматривать большую площадь.

– Главное в работе координатора – правильно и точно поставить задачи старшим поисковых групп, – отмечает Светлана Пушнякова. – Стратегическая ошибка может стоить жизни. Поисковики, конечно, максимально соблюдая технику безопасности, работают даже ночью. В темное время суток МЧС включает на окраинах леса сирену, чтобы человек мог выйти на звук.

– Когда кто-то из членов семьи теряется, люди просто не знают, что делать, – говорит Ольга Щербакова. – Существует мнение, что милиция принимает заявление о пропаже человека через трое суток. Это не так: сразу, как только вы обратились в органы, должно быть принято заявление и начата работа следственно-оперативной группы. По статистике, как раз-таки в первые три дня и находят людей. Если этого не случилось в десятидневный срок, возбуждается уголовное дело по факту безвестного исчезновения и продолжается поиск.

Спрашиваю: когда чаще обращаются за помощью? Всегда. На лето, конечно, приходится пик потерявшихся в лесах грибников, ягодников, дачников, любителей поплавать. Осень и весна — время обострения депрессивных состояний, психических расстройств. «В никуда» в это время чаще всего уходят старики.

Ушёл и не вернулся

Витебский «Ангел» уже участвовал как минимум в дюжине поисково-спасательных мероприятий, выезжал и за пределы региона. Например, в апреле на Брестчине трое суток искали двухлетнего Ваню Волошина, к сожалению, мальчик утонул. Летом помогали в поисках пожилого грибника в Минской области. Его нашли живым, но обессиленным.

– Каждый раз удивляемся, как пенсионеры не боятся в одиночку идти в лес, да еще и пренебрегают мобильной связью, – рассказывает Светлана Пушнякова. – При хорошем раскладе человека можно быстро найти по геолокации. Главное, чтобы вышек мобильной связи было достаточно. В ином случае начинается прочесывание местности. Мы обязательно учитываем диагнозы людей, ведь человек, например, с болезнью Альцгеймера, способен в беспамятном состоянии преодолевать большие расстояния. В сентябре искали 64-летнего мужчину с таким диагнозом, который вышел из дома в деревне Бабиничи Витебского района и пропал. Объявился через три дня в 90 километрах от дома – на въезде в российский город Велиж. К слову, его нашли благодаря репостам ориентировки, размещенной в наших группах. Пенсионера доставил в полицейский участок местный участковый, где его и опознали сотрудники, которые видели эту запись.

– Сложнее всего, когда близкие пропавших обращаются к нам в самую последнюю очередь, когда, как правило, уже поздно работать на отклик, – говорит Светлана Пушнякова. – А еще печальнее, когда теряют время на экстрасенсов. Конечно, люди стараются использовать любой шанс, но еще ни один «маг» не указал, где нам найти пропавшего человека.

У Светланы и Ольги растут дети, которые каждый день видят, как их мамы помогают другим. Они точно не будут безразличными к чужой беде. Спасибо вам, «Ангелы»!

Фото из открытых источников.


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Главные новости Витебска и Витебской области. Все права защищены.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны.
Свидетельство о гос.регистрации СМИ №18 от 20 сентября 2019 года

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ