Автор: . Дата создания:

Почти год назад генеральным директором ОАО «Витязь» назначен Сергей Гунько. Выходец из «Горизонта» принял полное проблем предприятие, стал разбираться с состоянием дел и озаботился выстраиванием четкой структуры бизнеса, пытаясь вернуть витебскому производителю способность зарабатывать деньги. О том, как это получается, молодой руководитель рассказал в интервью «Витебским вестям».

– Сергей Мартинович, на каком этапе, по вашей оценке, находится сегодня некогда одна из ведущих технологических компаний Беларуси?

– Для ответа позволю себе немного оглянуться назад. «Витязь» создавался в 1976 году в основном для производства изделий спецназначения. После развала Советского Союза приоритетом стала бытовая электроника с акцентом на телевизоры. Кроме того, «Витязь» начал развивать ряд непрофильных направлений, в частности, производство медицинских изделий, строительных материалов и др. Это было абсолютно   оправдано. Более того, отечественные кинескопные телеприемники успешно конкурировали с мировыми брендами.

А в последние годы мы стали свидетелями целого ряда прорывных процессов, возникших за счет технологических инноваций и глобальной интеграции. Высокотехнологичные корпорации, имеющие возможность инвестировать в разработку инновационных решений, буквально ломают рынок. Внесли свою лепту в его переформатирование и китайские производители. Многие известные бренды вынуждены отказываться от телевизионного производства, телеприемник стал низкодоходным продуктом.

В таких условиях «Витязь» вынужден пересматривать производственную структуру в пользу  более доходных продуктов и сфер деятельности. Иначе говоря, смысловое наполнение бренда «Витязь» трансформируется, ассоциаций лишь с телевизором быть не должно. Сейчас мы утверждаем, что «Витязь» – это не только телеприемники.

Впрочем, их производство остается в структуре предприятия, но теряет статус основного. Мы готовы производить приемники под потребности, в частности, Единого экономического пространства. Летом этого года на предприятии запущена новая линия LED-телевизоров, производственная программа этого года уже выполнена. Надеемся, что до конца 2013-го продукцию реализуем.

– В связи с такой корректировкой вы намерены провести ребрендинг?

– Это очень дорогое мероприятие, его могут позволить себе только высоколиквидные компании. Мы пока не готовы тратить на это ресурсы, у нас сейчас другие приоритеты, например, поддержка работников, улучшение условий труда и многое другое.

– На что теперь делается акцент, что будет с непрофильными активами?

– Сегодня все направления живые, мы анализируем ситуацию с точки зрения экономики для принятия оптимального           управленческого решения по каждому из них. Для удовлетворения повышенного спроса увеличиваем производство цифровых приставок для эфирного цифрового телевидения и для кабельных сетей. Проводим исследования, разрабатываем новые образцы, которые готовимся запустить в производство в 2014-м.

«Витязь» намерен увеличить свое присутствие на рынке медтехники, стоит задача удвоить производство в будущем году, в том числе в кооперации с зарубежными партнерами. У нас в активе соглашение с российской компанией, предусматривающее выпуск медизделий под их брендом на наших площадях. Кроме того, в 2014 г. выводим на рынок новую разработку – бактерицидный излучатель, имеющий высокий экспортный потенциал. Сегодня приступили к разработке нового типа стерилизаторов, которые планируются к постановке на конвейер в 2015-м.

На базе тепличного хозяйства образовали предприятие УП «Витебск-Агро», провели большую работу с коллективом, по оптимизации затрат, и в результате к концу года оно должно выйти на прибыльную работу, в перспективе – расширение площади теплиц.
Наша фирменная торговля представлена новым предприятием ТУП «Галактика-трейд», что позволяет упростить механизм администрирования торговой деятельности и повысить эффективность товаропроводящей сети. В будущем мы рассчитываем привлечь инвестора и совместно создать магазины шаговой доступности.

Строительное направление «Витязя» — это, к сожалению,  низкопроизводительные технологии и высокозатратное оборудование. Его выделяем в самостоятельное предприятие и ищем возможности для развития.

Большие надежды возлагаем на инструментальное производство. В текущем году удалось привлечь много заказов, но надо наращивать эту работу, чтобы участок вышел на самоокупаемость. Это и есть одна из главных целей реструктуризации – придать подразделениям больше самостоятельности и дать возможность зарабатывать деньги.

– Удалось ли предприятию удержаться в сфере военно-технического сотрудничества?

– Да, производство товаров двойного назначения сохранено. Более того, в этом году мы совместно с ОАО «КБ «Дисплей» открыли участок, что дает нам дополнительную возможность не растерять кадровый потенциал и набраться опыта для дальнейшего развития.

– Какова оптимальная, на ваш взгляд, структура производства, для достижения которой вы и затеяли перезагрузку?

– По удельному весу медтехника должна занимать не менее 20% в общем объеме производства, бытовая электроника, включая телевизоры, — около 35-40%, еще 40% – все остальные производства и услуги.

– Летом «Витязю» удалось продать бывшую базу «Культторг». Что еще делается для повышения эффективности использования завод­ской недвижимости?

– Действительно, «Витязь» — это большие производственные площади и социальные объекты, часть которых не используется. На предприятии разработана и реализуется стратегия повышения эффективности имущественного комплекса, которую поддержало правительство. Она предусматривает три направления. Первое – площадки, которые мы не планируем развивать, выставляются на продажу через аукцион. Второе – привлечение арендаторов на свободные площади. Третье направление касается центральной площадки и подразумевает привлечение инвесторов для создания производств, в том числе с использованием наших активов.

– Есть уже примеры такого партнерства?

– Мы провели успешные переговоры с одним из немецких брендов, в будущем году он готов разместить у нас контракт­ное производство.  

– Что является сегодня главной проблемой для «Витязя»?

– Их несколько. Во-первых, сегодня поднять «Витязь» можно усилиями только всего коллектива, мне одному, моим заместителям это не по силам. Каждый работник должен заразиться, если можно так сказать, вирусом экономики и экономии, а также четко понимать: успех коллектива равен сумме личностных успехов его работников.

Во-вторых, дороговизна денег. При существующей стоимости кредитных ресурсов ведение бизнеса становится просто невозможным. У «Витязя» нет оборотных средств, есть только большая долговая история. Впрочем, у большинства предприятий такие же проблемы с оборотным капиталом.

А в-третьих, приходится каждодневно работать над оптимизацией издержек. Учиться бережно и рационально использовать ресурсы.

– Ведется ли поиск стратегического инвестора? Проявляют ли интерес к заводу российские партнеры?

– Мы проводим работу по привлечению инвесторов исключительно в отдельные производственные направления, непрофильный бизнес, поэтому и активизировали процесс диверсификации. Например, сегодня уже можно говорить об интересе инвестора из одной европейской страны к нашему торговому бизнесу.

Что касается российских компаний, то их не привлекают низколиквидные предприятия. Если говорить о потенциальном партнерстве с корпорацией «Российская электроника», то входящие в нее компании сами испытывают серьезные проблемы с загрузкой производств.

– Как вы относитесь к идее создания радиоэлектронного холдинга, которую периодически актуализируют местные власти?

– Положительно. Помимо преимуществ работы в составе холдинга по сравнению с открытым акционерным обществом, которые предусмотрены законодательно, участие в такой инте­грированной структуре позволяет оптимизировать затраты. Создание промышленного холдинга – это возможность кооперации в финансах, маркетинге и торговле, по ряду других направлений, это и объединение обслуживающих служб. Например, можно создать общий центр разработок с привлечением потенциала ведущих научных центров и учебных заведений страны. Что касается производственной кооперации, то в условиях холдинга проще договориться о специализации его участников. «Витязь» имеет современный гальванический участок, который удовлетворяет потребности в таких работах производителей Витебщины, у кого-то есть другие участки, поэтому можно и не распылять ресурсы. К тому же, финансовые институты более уважительно относятся к крупным компаниям…

– А вы готовы участвовать в таком холдинге, если не «Витязь» будет управляющей компанией?

– Я готов быть управля­емым, если это не нанесет ущерба интересам предприятия.

– Каким вопросам вы уделяете наибольшее внимание: исследования, кадры, финансы, производство?

– В основном — решению проблем. Мы живем в жесточайшем режиме экономики и бюджетирования, поэтому много времени уходит на финансовые вопросы. Следующим направлением является кадровая работа. А замыкает тройку решение производственных проблем, в частности, загрузки мощностей, поиск заказов. 

– Какова кадровая ситуация на предприятии? Продолжится ли оптимизация численности сотрудников?

– Да, мы вынуждены заниматься повышением эффективности занятости, но проводим это социально ответственным способом, то есть не отпуская людей в пучину безработицы, а помогая адаптироваться к новой ситуации. Если появляются новые рабочие места, то в первую очередь стараемся трудоустроить наших работников. Есть договоренности с другими предприятиями Витебска о сотрудничестве в кадровом вопросе, плотно работаем с центром занятости. Вместе с тем при наличии избыточной численности на «Витязе» есть и дефицит по ряду рабочих специальностей.

При всех сложностях в этом году наш коллектив пополнили 50 молодых специалистов. Мы понимаем, что теперь главное – дать молодежи интересную работу, закрепить их на предприятии. К слову, по моей инициативе организовали курсы английского языка, развиваем культурно-массовую работу.

– Раз заговорили о будущем, какое внимание вы уделяете исследовательской деятельности, разработке новых продуктов и инновационных решений?

– Это направление в числе приоритетов. Мне удается привлекать финансирование исследовательской работы из внешних источников, не используя бюджет «Витязя». Например, в этом месяце на данные цели направлено свыше 500 млн рублей, а в декабре рассчитываем  еще на 2 млрд.

На разработку денег не жалеем: только инновации способны помочь удержаться на плаву и  обеспечить комфортное будущее.

Фото Сергея Кочетова