Автор: . Дата создания:

За почти три десятка лет существования СООО «Завод НОДВИГ» познал и подъемы, и спады. Какие уроки прошлых лет помогают предприятию оставаться на плаву сегодня, когда эпидемиологическая и экономическая ситуации испытывают субъекты хозяйствования на профессионализм, сплоченность, жизнестойкость? Об этом рассказал его руководитель с 28-летним стажем, член высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Игорь Сущевич.

– Игорь Николаевич, Ваш завод – производитель электродвигателей общепромышленного и специального исполнения – уже не раз преодолевал кризисные явления. Насколько востребованным оказался этот опыт в нынешних условиях?

– Первым испытанием для нас был мировой кризис 2009 года, затем – сложные 2011, 2014 годы. Они многому научили. Первое, что мы сделали, – это оптимизировали численность работников. Когда падают объемы производства, обеспечивать занятость каждого становится проблематично. Поэтому лучше иметь небольшой, но стабильный коллектив, чтобы у людей была гарантия работы и заработка.

– А что с объемами производства, с рынками сбыта?

– Количество выпускаемых двигателей держим в пределах 25 тысяч в год, примерно 2 тысячи в месяц, это наша стабильная цифра в течение 10 лет. Что касается сбыта, то все кризисы, и «коронакризис» в их числе, показали: наш приоритет – рынок Российской Федерации. В весенние месяцы европейские клиенты практически остановились, а 80% небольших российских фирм, с которыми мы сотрудничаем, работали. Небольшие производственные предприятия не могут взять тайм-аут, запуститься потом им будет очень тяжело.

– Какова сейчас доля поставок на российский рынок?

– Порядка 70 – 75% от общего объема. По результатам 11 месяцев темпы роста экспорта составили 128%.

– Какие еще уроки оказались ценными?

– Мы практически ушли от сотрудничества с оптовиками. Большинство из них работали на дешевых кредитах, за счет которых делали большие складские запасы. Но кризис – это и проблема доступа к денежным ресурсам, поэтому оптовиков не стало. На сегодняшний день 90% наших клиентов – это производители. Есть несколько посредников, которые помогают выстраивать логистику. А география у нас очень большая – Урал, Сибирь, Кубань, Дальний Восток, Центральная Россия… Единичные и разовые заявки на двигатели из российских регионов мы передаем нашему посреднику – московской фирме, которая их аккумулирует и формирует комплексную заявку.

– Вы за эти годы сформулировали какое-то свое «золотое правило» бизнеса?

– Не бери кредиты в кризис, иначе будешь в проигрыше. Другое заключается в том, что мы ни одному клиенту не поставляем более 25% продукции от общего объема. Таким образом страхуемся от потерь, это дает нам устойчивость.

– Одно из производственных направлений СООО «Завод НОДВИГ» – продукция специального назначения. Ее освоение требует немало интеллектуальных, временных издержек, и тем не менее предприятие берется за такие заказы…

– Универсальный двигатель купить просто. Их выпускают сотни заводов в Китае, десяток – в России. Но если клиенту требуется для своего изделия двигатель с особыми характеристиками – техническими, электрическими или геометрическими – он обращается к нам. Мы беремся за такую работу. Да, это кропотливый труд, требующий немало времени: инженерная разработка, изготовление, доставка, испытание опытного образца… Но потом это с лихвой себя оправдывает. Мы входим в новую тему, и клиент за нас держится. Один из примеров: предприятие, с которым сотрудничаем, занимается модернизацией подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги». Начинали с трех-пяти единиц спецдвигателей, в настоящее время поставляем для них в год 3 – 4 тысячи. В целом спецдвигатели – это 70 – 75% нашей продукции.

– Насколько успешно удается адаптироваться «НОДВИГУ» к условиям сложного прогнозирования курса валют?

– Сформировать верную цену продукции, когда стоимость комплектующих меняется, безусловно, тяжело. Поэтому план, как правило, составляем на месяц. За последние несколько лет сумели войти в такой ритм, чтобы всегда иметь месячный запас материалов. И, если вдруг случится резкий скачок цен, мы не понесем убытка.

У нас получилось создать определенный финансовый запас благодаря тому, что многие российские предприятия согласились работать по предоплате, это способствует устойчивости.

Также в период скачков на валютном рынке многим становится невыгодно покупать импортные, те же китайские изделия. С ростом курса цена на них растет, поэтому обращаются к отечественным производителям.

– Игорь Николаевич, какие еще ранее предпринятые шаги помогают Вашему предприятию сегодня?

– Закупка станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Это, во-первых, снимает вопрос дефицита квалифицированных рабочих кадров. Во-вторых, расширяет технологические возможности. В-третьих, позволило повысить производительность и соответствовать более высоким техническим требованиям к нашим изделиям, в результате чего мы обрели новых клиентов.

– Получается, Вы своевременно и грамотно просчитали перспективу…

– Мы уже пережили три экономических кризиса. Но «коронавирусный» даже при наших сегодняшних технических и организационных возможностях оказался особым. Были дни, когда примерно треть сотрудников предприятия одновременно болели и были на самоизоляции – более 20 человек из 60. А на многих операциях у нас только один специалист – шлифовщик, литейщик алюминиевых изделий. Когда они заболели, производственный план оказался под угрозой. Но мы не сломались. Я стал еще больше уважать наших работников – это образованные профессионалы и преданные делу работники. Они шли навстречу просьбам руководства, осваивали прежде незнакомые операции, учились и работали, переходили с одного станка на другой. Все у них получалось. И мы вытянули план.

Люди – наше главное достояние, наше золото. Настоящий кризис – это кадровый голод. Могут быть заявки, деньги, станки, но не будет работника – не будет и дела. Поэтому по-прежнему кадры решают все. И я благодарен буквально каждому члену коллектива завода – от главного инженера до уборщицы. Люди болеют за дело. И поэтому мы держимся.

Фото Оксаны ШУЙСКОЙ.