Автор: . Дата создания:

Ситуация с нефтепереработкой на особом контроле Президента страны. Одна из обозначенных главой государства задач –диверсификация поставок нефти в Беларусь. Реализация этой стратегии получила новый импульс в Новополоцке. ОАО «Нафтан» принимает черное золото из альтернативных источников. С понедельника, 27 января, на нефтехимическом комплексе началась переработка норвежской нефти с месторождения «Йохан Свердруп».

Танкер доставил в литовский порт 80 тысяч тонн североморской нефти, приобретенной для «Нафтана». Из Клайпеды в Новополоцк углеводороды перевозят железнодорожным транспортом. По прибытии на станцию «Новополоцк» и завершении соответствующих таможенных процедур вагон-цистерны с черным золотом подаются на эстакаду слива. В резервуары «Нафтана» сырье попадает только после входного контроля. Наряду с лабораторией предприятия оценку соответствия качества нефти дают эксперты независимой сюрвейерской компании SGS. Первые исследования подтвердили высокое качество нового сорта нефти Johan Sverdrup: содержание серы в ней в два раза меньше, чем в российской Urals. Партнером в новой для предприятия сделке стал нефтегигант TOTAL. Приобретали углеводороды напрямую, без посредников, пояснил генеральный директор ОАО «Нафтан» Александр Демидов.

С норвежской нефтью работаем впервые. Исследуем по различным параметрам, их порядка десяти, – рассказал начальник лаборатории по контролю топливного производства Анна Ремез. – Есть заявленные в контракте и дополнительные характеристики, которые проверяются для наших технологических целей. Основные из них – плотность, массовая доля воды, серы, мехпримеси, содержание хлористых солей и фракционный состав.

На проведение некоторых анализов достаточно нескольких минут, но более длительные занимают порядка 5-6 часов. Одним из показателей является содержание серы. Чем ее меньше в сырье, тем проще добиться требуемого качества продукции и тем ниже затраты на производство.

В течение двух недель предприятие готово принять всю партию североморской нефти, для доставки которой потребуется более 1400 вагонов.

– Хотелось бы отдельно поблагодарить представителей Белорусской железной дороги, руководство станции Новополоцк за плодотворное сотрудничество, оперативную работу по доставке и постановке под выгрузку сырья в белорусских вагонах. Партнерские отношения, высокая компетентность специалистов позволяют максимально ускорить этот трудоемкий процесс и добиться желаемых результатов, – отметил заместитель начальника товарно-сырьевого цеха №8 ОАО «Нафтан» Сергей Коваленко.

Прошедшее контроль сырье поступает на установку первичной переработки, где при постепенно повышающейся температуре из нефти выделяют фракции, другими словами, «полуфабрикаты», из которых в дальнейшем получают топливо, масла, сырье нефтехимии и многое другое.

Установка работает в нормальном технологическом режиме, – сообщил заместитель начальника установки ЭЛОУ-АВТ-6 Александр Бадун. – Сложностей в связи с переработкой нового сорта нефти не возникло: Johan Sverdrup по составу максимально приближен к российскому Urals. Качество вырабатываемой продукции останется прежним.

Беларусь не отказывается от сотрудничества с давними партнерами – российскими поставщиками нефти. Параллельно прорабатываются дополнительные сырьевые маршруты, что позволит не зависеть от одного источника углеводородов.

Первая в истории НПЗ нефть прибыла в Новополоцк из Башкирии. Основным сырьем для производства нефтепродуктов остается российский сорт Urals. Работать с углеводородами из Венесуэлы (сорт Santa Barbara) новополоцким нефтепереработчикам довелось 10 лет назад. Теперь новый опыт – норвежская нефть Johan Sverdrup, которая вышла на рынок в 2019 году.

Ольга БАНЩИКОВА, Новополоцк, фото автора.