Автор: . Дата создания:

В последние годы налоговое ведомство последовательно превращается в большую сервисную платформу, пытаясь встроиться в жизнь налогоплательщика так, чтобы уплата налогов проходила незаметно.

На Витебщине активно используются механизмы поддержки по указу главы государства. В 22 районах уменьшили ставки земельного и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков во 2-м и 3-м кварталах. В результате субъекты хозяйствования получили дополнительно около 1,5 млн руб., которые они смогут направить на решение первоочередных задач.

В интервью «Витебским вестям» начальник областной налоговой инспекции Валерий Лобацевич рассказал о том, как удается мобилизовать резервы для роста налоговых доходов без увеличения числа проверок, какие технологические решения внедряются для того, чтобы плательщик исполнял обязательства с минимальными затратами времени и сил. И еще – что делается для повышения уровня доверия к ведомству, потому что только так можно обеспечить добровольное исполнение налогового законодательства.

– Валерий Николаевич, каковы предварительные полугодовые итоги исполнения бюджета по налоговым доходам? Кто в числе крупнейших налогоплательщиков региона? Как сказались на динамике поступлений экономические последствия пандемии коронавируса?

– На протяжении ряда лет налоговые органы успешно справляются с задачей по наполнению бюджета доходами. И в текущем году удается обеспечивать положительную динамику собираемости налогов. Так, за 6 месяцев в казну поступило около 890 млн рублей, что на 10%, или 110 млн руб., превышает данные за аналогичный период 2019-го.

Сегодня более 40% бюджета формируют такие крупнейшие плательщики региона, как ОАО «Нафтан», РУП «Витебскэнерго», ОАО «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье», Витебский филиал РУП «Белтелеком». Вместе с тем около 80% субъектов хозяйствования региона — это малый и средний бизнес. Этот сектор экономики постоянно увеличивается количественно. Растет и его вклад в доходную часть бюджета: по итогам полугодия удельный вес поступлений от предпринимателей превысил 22%.

Всего же бюджет формируют 470 тыс. плательщиков, в том числе 17 тыс. организаций и 23 тыс. ИП.  

Иначе говоря, даже в непростых  условиях нынешнего года, объективно влияющих на экономику, предприятия и организации региона продолжают деятельность, выплачивают зарплату, рассчитываются с бюджетом. Более того, прибавить по доходам удалось даже на фоне налоговых преференций, предоставленных по Указу №143 субъектам хозяйствования.

– Насколько полно и эффективно, по вашей оценке, используются на Витебщине принятые на разных уровнях меры господдержки предприятий и организаций в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки?

– Указ главы государства №143 предусматривает различные механизмы господдержки налогоплательщиков, и в регионе  оперативно включились в работу по реализации предоставленных возможностей. Напомню, что областной Совет депутатов первым среди органов представительной власти из других регионов принял решение о снижении в 2 раза ставок единого налога для ИП во 2-м и 3-м кварталах. Льготой воспользовались около 7 тысяч плательщиков, оставив в своем распоряжении более 1,2 млн руб. Кроме того, в соответствии с нормами указа более 80 ИП, временно прекратившие деятельность из-за эпидемиологической ситуации, смогли вернуть ранее уплаченный единый налог.

Местные власти получили право предоставлять плательщикам налоговый кредит или отсрочку с последующей рассрочкой по уплате налогов в местные бюджеты. За господдержкой в таком виде обратилось более 100 субъектов хозяйствования, по 70-ти из них уже принято положительное решение, а размер помощи превысил 700 тыс. руб.

– В последние годы налоговое ведомство внедрило немало новых форм и методов работы с плательщиками, сместив акцент с фискальных на сервисные функции. На какие инструменты работы делается упор и можно ли оценить эффективность нововведений с точки зрения удобства для налогоплательщиков и с точки зрения собираемости налогов?

–  Сегодня основное направление развития налоговых органов – индивидуальная работа с каждой категорией плательщиков, основанная на партнерстве. Наше ведомство трансформируется в клиентоориентированную компанию. Лично я глубоко убежден в том, что только так мы сможем повышать собираемость платежей в бюджет.

Например, для крупных организаций у нас предусмотрены электронные сервисы с масштабным аналитическим потенциалом, которые позволяют максимально комфортно заниматься налоговым администрированием. Для представителей малого бизнеса требуются сервисы с более простым функционалом, это мы также учитываем. В частности, для организаций игорного бизнеса внедрена возможность автоматического формирования налоговой декларации с использованием данных учетной системы нашего ведомства.

Сегодня в бизнес активно идет молодежь, которая максимально комфортно чувствует себя в виртуальной среде. С учетом этого внедряются и постоянно совершенствуются электронные сервисы. К самым популярным из них можно отнести предоставление деклараций в форме электронного документа. С 2020 года в распоряжении физлиц есть сервис автоматического заполнения налоговой декларации, который использует сведения, имеющиеся у налоговых органов. 

Вместе с тем есть много людей, предпочитающих живое общение с инспекторами. Поэтому востребована такая форма взаимодействия, как центр обслуживания плательщиков, которую мы внедряем с 2017 года. Сегодня на Витебщине 5 таких центров, до конца 2020-го откроются еще два в Полоцке и Новополоцке. Конечно, с учетом эпидемиологической ситуации их работа с плательщиками претерпела изменения. Так, для соблюдения рекомендаций по социальному дистанцированию в центрах организована работа экспресс-мест для приема налоговых деклараций и других документов, что позволяет избежать образования очередей. Помещения оснащены санитайзерами, проводятся дополнительные противоэпидемиологические мероприятия. 

– Какие новшества планируется внедрить в ближайшее время?

– Последние годы наше ведомство активно развивает инструменты дистанционного взаимодействия с плательщиками. Поэтому, кстати, мы были готовы к бесконтактному общению в условиях пандемии, и эпидемиологическая ситуация в целом не повлияла на процесс оказания налоговых услуг. В этом направлении будем и дальше совершенствовать работу, расширять электронные сервисы, чтобы обеспечить плательщикам возможность решать большинство вопросов онлайн, не посещая инспекцию. В ближайших планах создание сервиса для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, а это 50% плательщиков, и их число постоянно растет. Они смогут автоматически формировать  декларации в электронном виде с использованием данных учетной системы налоговых органов. Создается аналогичный сервис и для плательщиков единого налога.  

– Несмотря на то, что налоговое ведомство позиционирует себя как клиентоориентированную компанию, в компетенции налоговых органов остаются контрольные функции. Каковы результаты контрольной работы, каким аспектам этой деятельности уделяется первоочередное внимание и почему?

– На Витебщине более 95% плательщиков добровольно исполняют налоговые обязательства. Мы отчетливо понимаем, что   добросовестность подавляющего большинства субъектов  хозяйствования не исключает возможности ошибок и недочетов. Поэтому основной акцент в контрольной работе делаем на профилактику и предупреждение правонарушений, а не на привлечение к ответственности за их совершение. Одним из основных инструментов в этом плане является камеральный контроль. Он позволяет плательщикам вовремя обнаружить и исправить недочеты, тем самым избежав наказания. По результатам камерального контроля с начала года сумма доплат налогов в бюджет превысила 25 млн рублей. К мерам предупредительного характера относится также мониторинг. 

Вместе с тем сегодня в распоряжении налоговых органов есть достаточно различных информационных ресурсов, позволяющих глубоко анализировать деятельность плательщиков, собирать доказательную базу в отношении тех, кто стремится уклониться от исполнения налоговых обязательств. При выборе объектов выборочных или внеплановых проверок применяется так называемый риск-ориентированный подход. Он основан на анализе риска совершения субъектом хозяйствования нарушений законодательства. Благодаря этому инспекции не тратят время на проверку тех, у кого нарушения если и возможны, то заведомо несущественны. Усилия концентрируются на субъектах, чья деятельность сопряжена с высокими рисками совершения нарушений.

Такой  подход доказывает свою эффективность. Например, за последние 3 года количество плановых контрольных мероприятий сократилось более чем в 10 раз до 50-ти, которые включены в план выборочных проверок на 2020-й. При этом результативность выросла в 5 раз: сегодня размер доначислений в среднем за одну проверку составляет 112 тыс. рублей. Всего с начала текущего года по результатам контрольной работы в бюджет дополнительно привлечено 3,3 млн руб.

На мой взгляд, нам удалось найти оптимальный баланс в деятельности между применением мер профилактическо-разъяснительного характера и проведением контрольно-проверочных мероприятий.

– Сегодня различные ведомства и организации уделяют особое внимание корпоративной истории, создают музейные экспозиции, в открытом доступе размещают архивные материалы. Как сохраняют и популяризируют корпоративную историю налоговые органы Витебщины?

– Одной из форм такой работы было создание буклетов о важнейших событиях и достижениях каждой инспекции области, которые традиционно выпускались к празднованию юбилейных дат ведомства в прошлые годы. Сегодня инспекция готова выйти на новый уровень общения с партнерами, кому интересна не только наша профессиональная деятельность, но также становление и развитие ведомства. К 30-летию мы подготовили книгу, посвященную истории налоговых органов Витебской области, и выпустили ее на бумажном носителе и в электронном виде.

Наши сотрудники проделали кропотливую работу по сбору и систематизации информации, собранной из различных источников, в том числе архивных материалов XIX – начала XX веков, почерпнутой из публикаций советских авторов, документов, предоставленных областным архивом, библиотекой им. Ленина. При написании книги также изучались документы из фондов национальных библиотек Беларуси и Латвии.

Более того, материалы издания лягут в основу создания виртуального музея истории налоговых органов Витебщины. Мы планируем включить в экспозицию документы, собранные при подготовке книги, а также сведения о лицах, возглавлявших в разное время податные присутствия, Казенную палату и налоговые инспекции региона. Достойное место в музее займут сведения о профессиональных, спортивных достижениях наших работников, участие в общественной жизни Витебщины, современные молодежные инициативы по популяризации основных направлений государственной политики Беларуси.

Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.