Автор: . Дата создания:

В числе наиболее актуальных вопросов для Беларуси особняком стоит обеспечение равномерного развития регионов. Новые концептуальные подходы к региональной политике заложены в проекте Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021 — 2025 годы, представленном на днях министром экономики Беларуси Александром Червяковым.

Одним из четырех приоритетов будущей пятилетки определено формирование экономически сильных регионов. Это позволит на местах самостоятельно решать локальные задачи и, соответственно, устойчиво продвигаться к достижению главной цели — сокращению разрыва уровня и качества жизни в регионах, обеспечению граждан комфортным жильем и созданию развитой коммунальной инфраструктуры. Ставка делается на дифференцированный подход, точечные меры поддержки и стимулирования в зависимости от специализации, компетенций и потенциала территорий. Ключевой аспект — равномерное распределение и размещение производительных сил. В числе основных инструментов реализации программы министр отметил разработанный впервые национальный инфраструктурный план. В него включены проекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, которые необходимо реализовать в течение пяти лет на конкретных территориях.

ПОДХОДЫ И МЕХАНИЗМЫ 

Как отметил Александр Червяков, локомотивами регионального укрепления станут областные центры и города с населением более 80 тыс. человек.

— Развивая и концентрируя на городах ресурсы, будем создавать из них экономические центры, а вокруг формировать общие территориально-хозяйственные комплексы, — подчерк­нул министр экономики.

При этом Минск и областные города сконцентрируются на привлечении инвестиций в высокотехнологичные активы, для чего есть научно-исследовательский и производственный потенциал. К этому направлению планируется подключить и частный бизнес, предлагая неиспользуемые площадки госпредприятий. Как вариант — участие негосударственного сектора в программах импортозамещения, вхождение в кооперационные цепочки крупных промышленных предприятий.

В городах с населением более 80 тыс. человек появятся индустриальные площадки, подготовленные по принципу «последней мили» — с готовой инженерной инфраструктурой. Это позволит им оказывать положительное влияние на прилегающие территории в радиусе до 100 – 120 км за счет конгломерационного эффекта.

В малых и средних городах, сельских районах ставка будет делаться на углубленную переработку местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, создание на этой основе новых активов.

— Такие проекты уже имеются, планируем в каждом районе организовать по одному-двум предприятиям, подключив к этому процессу малый и средний бизнес, — пояснил Александр Червяков.

Сейчас идет отработка стимулирующих мер, доказавших свою эффективность на основе указа «О развитии Оршанского района Витебской области». При этом основной принцип — чем меньшим потенциалом обладает регион, тем больший пакет стимулов будет предусмотрен для его развития.

Вместе с тем разработчики программы отчетливо понимают: сильные регионы — это прежде всего люди, а для повышения привлекательности жизни вне города важно приближать уровень инфраструктуры к городскому. Создание комфортной среды проживания подразумевает не только обеспеченность граждан комфортным жильем. Это и формирование развитой коммунальной инфраструктуры, совершенствование системы обращения с коммунальными отходами, повышение транспортной доступности территорий.

«ПРОЕКТ БУДУЩЕГО» И НА ВИТЕБЩИНЕ 

Возможности для прогрессирования территорий заложены в других блоках Программы социально-экономического развития на пятилетку. Например, для укрепления экономического потенциала планируется наращивать внутреннее потребление, запустить очередной инвестиционный цикл, реализовать экспортную стратегию. Также предусматривается внедрение новой организационной структуры – государственной корпорации, объединяющей в одну цепочку предприятия по принципу замкнутого цикла от производства сырья до выпуска готового продукта. В качестве пилотных планируется реализовать семь проектов по созданию госкорпораций в промышленности, включая машиностроение, деревообработку, производство продуктов питания. Как отметил министр, это позволит объединить ресурсы и сократить издержки, по-новому решать вопросы с финансовым оздоровлением ряда организаций, повысить отдачу от госактивов, в том числе за счет совершенствования системы управления ими.

– Таким образом будет выстроена рациональная схема взаимодействия между предприятиями, нацеленная на создание и продажу не просто товара, а полного продуктового комплекса, включая системы гарантийного и постгарантийного обслуживания машин, — считает Александр Червяков.

Первенцем станет госкорпорация сельхозмашиностроения, которая объединит порядка 30 предприятий с общим объемом выручки более 3 млрд рублей.

Важные для Витебска подробности сообщила председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина в ходе недавней рабочей поездки в областной центр. А именно: одну из таких госкорпораций планируется создать в текстильной отрасли. Причем в ней предполагается найти место и для Витебского комбината шелковых тканей, который проходит процедуру санации до 2022 года.

– Возможно, мы как-то трансформируем это предприятие. Обсуждаются варианты кооперации с Минским камвольным комбинатом, для которого интересны некоторые производственные цепочки. В частности, речь идет о развитии производства шелковой подкладки для камвольного предприятия, — пояснила Татьяна Лугина.

На данном этапе прорабатываются организационные и правовые аспекты создания текстильной госкорпорации, определяется головное предприятие, просчитывается финансово-экономическая эффективность.

— Я поддерживаю движение на укрупнение госсектора. Если мы объединим производственные, сбытовые, снабженческие и прочие компетенции и функции, то будет реально повысить эффективность бизнеса, а это стратегическая цель, — уверена Татьяна Лугина.

Кроме того, программа на пятилетку предусматривает реализацию пяти «проектов будущего» на основе межотраслевых научно-технических и инновационных разработок с объемом инвестиций под 2 млрд рублей. Среди них — роботизация обувного производства СООО «Белвест», включая организацию выпуска роботизированного оборудования для работы с кожей. Сегодня предприятие готовится к запуску роботизированных линий в промышленную эксплуатацию.

Важным аспектом программы на пятилетку является цифровая трансформация экономики. Для этого предусматривается создание семи отраслевых платформ, в частности, для машиностроения, связи, транспорта, образования. Они станут основой для внедрения цифровых технологий в производственной и социальной сферах. И здесь могут быть востребованы компетенции и продукты от «Белвеста». По словам генерального директора СООО «Белвест» Юрия Суманеева, компания накопила большой опыт в автоматизации промышленности, заинтересована создавать интеллектуальные продукты, например, для машиностроения, станко­строения. Само предприятие показывает в этом направлении примеры, один из последних — переход на интеллектуальную систему планирования ресурсов SAP S/4HANA со встроенными интеллектуальными технологиями, среди которых искусственный интеллект, машинное обучение и расширенная аналитика. Система напрямую не влияет на экономику предприятия, но позволяет значительно повысить эффективность управления.

— Очевидно, что главными локациями проектов реального сектора экономики будут регионы, — подчеркнул министр экономики. Кроме того, планируется создать 13 кластеров в перспективных сферах биотехнологий и зеленой экономики, аграрных биотехнологий, приборо- и автомобилестроении. В качестве примера Александр Червяков привел действующий Новополоцкий нефтехимический кластер на базе ОАО «Нафтан» и Полоцкого госуниверситета. В рамках кластера предстоит освоить гамму продуктов, особенно в сфере малотоннажной нефтехимии.

БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА 

Среди новаций по формированию благоприятной институциональной среды выделяются предложения по пересмотру оснований для привлечения бизнеса к уголовной и административной ответственности.

— Ключевым будет создание привлекательности белорусской юрисдикции для бизнеса и инвесторов. Поэтому на рассмотрение Всебелорусского народного собрания выносятся меры по дополнительным гарантиям защиты прав добросовестного бизнеса и инвесторов. В частности, предлагается пересмотреть основания для привлечения экономических агентов к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере. За экономические проступки — только экономическое наказание, — отметил Александр Червяков.

Для инвесторов предлагается ввести стабилизационную оговорку, предусматривающую неизменность налогового бремени на срок до пяти лет в рамках инвестдоговора. Также обсуждается возможность ввода правового режима специальных инвестдоговоров, где государство будет гарантировать инвестору выкуп части продукции на новых производствах.

Еще одна новация напрямую касается регионов — расширение полномочий местных органов управления по вопросам регулирования земельных и имущественных отношений.

Проект Программы социально-экономического развития представлен для широкого общественного обсуждения, которое продлится до VI Всебелорусскогонародного собрания. В регионах будут работать экспертные группы по разъяснению новаций, сбору предложений по совершенствованию регионального блока приоритетов для подготовки материалов к обсуждению на форуме.