Автор: . Дата создания:

Приметы близкого Рождества и Нового года уже видны повсюду. Яркими огнями зажигаются елки, всеми цветами радуги переливаются уличные гирлянды, витрины магазинов, фасады домов. Вместе со всеми в красочный наряд «оделись» и здания «Браславрыбы». Рабочий ритм наполнен предпраздничным настроением членов коллектива.

С ноября предприятие увеличило выпуск рыбных консервов «Шпроты в масле», спрос на которые в конце года повышается в несколько раз. Меняются поколения, но традиция иметь на новогоднем столе бутерброды с консервированной копченой рыбкой десятилетиями остается неизменной. В смену их здесь выпускают до 20 тысяч банок, которые после технологической выдержки тут же расходятся по торговым сетям Беларуси. Консервы, произведенные в Браславе, пользуются популярностью у потребителей. И не только «Шпроты». В прайс-листе завода несколько десятков наименований продукции, которая, как показало маркетинговое исследование, по цене выигрывает практически у всех конкурентов.

О качестве – разговор отдельный 

У главного экономиста Жанны Наумовой интересуюсь, как удается сдерживать рост цен на продукцию при подорожании ввозимого из-за границы сырья, наполнителей, приправ.

– За счет снижения себестоимости и в первую очередь увеличения производительности труда, объемов экспорта и, конечно же, снижения доли своих доходов. Сырье в этом году подорожало в среднем на 30%. Мы же цену на свою продукцию повысили в сентябре только на 5% и еще столько же в ноябре. Несколько скорректировали ассортимент, стали в большем объеме выпускать доступные по цене широкому кругу потребителей консервы – рыбоовощные и с крупяными гарнирами. Это «килька» с фасолью и морковью, перловой крупой, в масле и в томатном соусе.

За 11 месяцев завод переработал почти 2 тысячи тонн рыбы, торговым сетям и другим потребителям отгрузил 2826 тонн продукции – 102,2% к уровню прошлого года. К «другим потребителям» относится, например, Минобороны, у которого не один год «Браславрыба» выигрывает тендер на поставку консервов.

Специалисты знают, что уже сам факт этого говорит о качестве браславской продукции – вкусной, сытной, полезной для людей, которые имеют большую физическую нагрузку. Кстати, в большинстве случаев рецептура и технология изготовления консервов разработаны заводскими специалистами.

Процесс этот непростой, требующий знаний, опыта и времени. Идею нового вида консервов, отметила начальник лаборатории Татьяна Шепелюк, обычно подсказывают потребители. До пандемии предприятие регулярно проводило дегустацию своей продукции на праздничных мероприятиях по всей стране, в торговых объектах, прислушивалось к отзывам и пожеланиям.

– На дегустации в Минске подошла к нам женщина и говорит: «Вот хорошо бы купить баночку простой консервы из пресноводной рыбы, чтобы быстро приготовить суп». Идея покупательницы понравилась. В результате такого обмена мнениями появилась рыбная консерва «Лещ натуральный», суп из которой готовить легко и быстро. В кипятке отвариваешь картошку и морковку, когда они готовы, перекладываешь из банки рыбу – и, пожалуйста, подавай на стол. По предложению покупателя стали выпускать и «Кильку с перловой крупой в масле»,– рассказала Татьяна Николаевна.

Сама также любит готовить закуску с добавлением консервы. Рецептом одной, быстрой в приготовлении, поделилась:

– Берете любимую консерву, разминаете вилкой, добавляете яйцо, измельченный на терке плавленый сырок, чуть-чуть майонеза для связывания массы, перемешиваете и выкладываете в тарталетку, сверху добавляете оливку или зелень. Красиво и вкусно. Эта же масса может использоваться и для приготовления бутербродов.

Теперь, когда в связи с пандемией дегустации невозможны, специалисты «Браславрыбы» стали активно использовать для изучения покупательского спроса интернет, телефон. Отзывов по-прежнему много и большинство – это благодарность за вкусную продукцию, за желание угодить людям с разными потребностями и вкусом.

От идеи до консервы 

Специалисты производственной лаборатории рассказали, как происходит процесс появления новой продукции. Рождается идея. Возможную стоимость нового продукта просчитывают экономисты, маркетологи изучают наличие или отсутствие подобного продукта на рынке, возможный спрос на него. Когда по этим параметрам результат положительный, за дело берутся технологи. Чтобы запустить консервы в производство, следует разработать технологическую документацию, режим стерилизации, зарегистрировать их в соответствующих органах и лишь после этого начать выпуск пробной партии. Только на разработку, утверждение и регистрацию документов уходит месяц и больше.

Пробные партии обычно небольшие – до 100 банок. На этом, уже производственном этапе, начинается доработка рецептуры. На дегустациях специальная комиссия оценивает органолептические качества нового продукта – цвет, вкус, вид, наполнение. Новый продукт подвергается комплексу лабораторных испытаний на соответствие требованиям качества и безопасности, действующим на территории Беларуси и стран Евразийского экономического союза. Одним словом, путь новых консервов от идеи до массового производства и потребителя долгий, т. к. продукт должен получиться вкусным и безопасным, отвечающим заявленным показателям качества.

Браславчанам это удается. В коллективе абсолютное большинство – от руководителей и специалистов до раздельщиков рыбы и стерилизаторов – люди опытные, отдавшие производству не один год. Например, за плечами директора Георгия Тетеры 30 лет управленческого стажа. Более 6 лет возглавляет производственный филиал «Браславрыба» ОАО «Глубокский МКК». В начале карьеры ситуация на рынке складывалась не в пользу белорусских переработчиков рыбы, торговые прилавки были заполнены дешевыми российскими консервами. Чтобы завоевать свою нишу, надо было предложить покупателю товар, который выигрывал бы у конкурентов ценой, качеством и вкусом. Началась реконструкция предприятия. Были установлены новые линии, автоклавы, освоены новейшие технологии выпуска консервов. «Шпроты в масле», например, разрабатывали совместно с литовскими специалистами, и сегодня заводчане могут с гордостью сказать, что подобных по вкусу и качеству больше не выпускает никто.

 За вкус и качество продукции браславчане четыре раза награждались «Хрустальным яблоком» – главным призом республиканского конкурса консервированной продукции, который проводит Академия наук Беларуси.

Браславские консервы продаются не только в Беларуси. Каждые три месяца вагон продукции из озерного края уходит на Казахстан. Отправляют консервы в Киргизию, Туркменистан, Грузию. Выручка от экспорта составила за 10 месяцев 2020 года 300 тыс. долларов.

В команде директора опытные специалисты: начальник производственной лаборатории Татьяна Шепелюк, начальник производства Елена Барткун, ведущий инженер-технолог Марина Корсак, инженеры-химики и инженеры-микробиологи, маркетологи и специалисты учета и анализа. Сегодня работать на «Браславрыбе» престижно. Здесь сформировались династии, семейные дуэты. И вместе с тем на предприятие приходит молодежь. Около 20 мамочек находятся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет. Значит, у коллектива есть будущее.

– В преддверии новогодних и рождественских праздников хочется с большой радостью поздравить с ними наш дружный коллектив, коллег и партнеров, пожелать всем больше интересных идей, далеко идущих планов и неизменной удачи в покорении новых высот! – сказал Георгий Тетера.

Фото Тамары Пашкевич.