Автор: . Дата создания:

«Предприятие уникальное, универсальное» — так коротко характеризует завод его руководитель Анатолий Анюховский (на снимке), подчеркивая, что в основе успеха лежит экспортная составляющая, а краеугольный камень всех начинаний и перспектив — сельское хозяйство.

История предприятия исчисляет не один десяток лет. При этом качество продукции славится не только в Витебской области, но и за пределами страны. Например, в прошлом году фуры с отечественными яблоками преодолели долгий путь до Владивостока, где были моментально распроданы, а буквально на днях в Казахстан отправили первую партию картофеля фри.

В первую очередь, на что обращают внимание сами работники, — без поддержки государства, помощи ученых достичь желаемых результатов было бы крайне сложно. С 2006 года учредителем завода выступает научно-практический центр НАН по картофелеводству и плодоовощеводству. Новейшие технологии, перспективные отечественные сорта, не уступающие по качеству иностранным аналогам, — в этом секрет многопрофильности предприятия.

Ему удается конкурировать с зарубежными поставщиками, производить востребованный импортозамещающий продукт и занимать передовые позиции в стране по выращиванию, хранению картофеля, производству, переработке плодов, ягод. Имеющиеся мощности позволяют выпускать в год тысячу тонн крахмала, 6 миллионов литров соковой продукции, свыше 3,6 тысячи тонн картофеля фри, до 810 тысяч декалитров плодовых (в том числе фруктово-ягодных) вин. И почти все это можно получить на собственном сырье.

В структуре получаемой выручки, а в прошлом году она превысила 35,8 миллиона рублей, удельный вес сельхозпродукции составил более 67 процентов. 8,6 тысячи гектаров сельхозугодий заводу недостаточно, в этом году ему передают еще 1,6 тысячи. В предыдущие годы намолачивали до 23 тысяч тонн пшеницы, 6,5 тысячи тонн рапса. И еще одна культура исправно дает хороший урожай — картофель, урожайность которого в 2020 году превысила 500 центнеров с гектара. В прошлом году показатель был чуть ниже, но все равно лучший в Беларуси.

Именно у Толочинского консервного завода самое крупное картофельное поле в стране. В этом году его планируют увеличить в общей сложности до 1,1 тысячи гектаров.
На внутренний и внешний рынки продают как выращенную, так и переработанную продукцию. Большая часть экспортных поставок приходится на российский рынок. К слову, 95 процентов картофеля уходит именно туда.

 
В списке, куда еще поставляют заводчане свою продукцию, — Азербайджан, Казахстан, другие страны ближнего зарубежья. В прошлом году всего экспортировали 20 тонн крахмала картофельного, 4,4 тысячи тонн картофеля, 887,8 тонны плодов и ягод. В перспективе — освоение рынка КНР. Учитывая накал санкционной риторики, отечественным производителям стали уделять больше внимания и крупные торговые сети Беларуси.

Каждый год в развитие предприятия инвестируют от 5 миллионов рублей и выше. Например, на недавно установленную в цеху быстрого замораживания линию по производству картофеля фри затратили около 19 миллионов рублей.

По словам главного технолога предприятия Марины Алейниковой, производственная мощность линии составляет до 10 тысяч тонн готового полуфабриката в год при условии работы в три смены. В ближайшее время на этом же оборудовании заводчане начнут выпускать дольки «по-деревенски».

В планах — строительство системы капельного орошения промышленно-плодового сада, который по праву можно назвать визитной карточкой завода. Занимает он около 568 гектаров, 301 из которых отведено под яблони.


— Все, что выращено, стремимся надежно сохранить и качественно переработать. И что примечательно, наши работники отлично разбираются во всех тонкостях современного оборудования. А это яркое подтверждение тому, что в сельской местности много умных, талантливых и инициативных людей. Молодежь — наше главное достояние, — подчеркивает Анатолий Анюховский.

На предприятии работает свыше 400 человек. Средняя заработная плата — 1,5 тысячи рублей. Для аграрного района это имеет большое значение. Кстати, все заводчане — члены профсоюза. Марина Алейникова, она же возглавляет первичную профсоюзную организацию, рассказывает о большом соцпакете к коллективному договору. А это и различные виды материальной помощи, и оздоровление, направление детей в санатории, лагеря, на познавательные экскурсии.

— Комфортные условия труда и достойная заработная плата — весомые аргументы для повышения заинтересованности заводчан в достижении желаемых результатов. К тому же открытие новых производств позволяет создать дополнительные рабочие места. Ведь для нас в первую очередь важны не показатели, а благосостояние граждан, — продолжает Анатолий Васильевич.

По материалам sb.by