Автор: . Дата создания:

Товары витебских производителей в минувшем году впервые отправились в Албанию, Марокко, Португалию, Саудовскую Аравию, Эфиопию и другие страны

Объем экспорта товаров производителей Витебщины с каждым годом увеличивается. Наибольшую долю во внешнеторговом обороте традиционно занимает рынок соседней России. Но стоит отметить, что в прошлом году значительно увеличились поставки из нашей области в страны Африки, Центральной и Северной Америки. Активно наращивается товарооборот с нашим надежным торговым партнером Китаем. В целом экспорт возрос. Кому и что выгодно продавать на зарубежном рынке? И не страдают ли при этом прилавки отечественных торговых объектов? Какие вопросы приходится решать органам исполнительной власти и предприятиям при организации внешнеторговой деятельности?

Об этом в беседе с заместителем начальника управления инвестиционной политики и внешнеэкономических связей комитета экономики Витебского облисполкома Александром Тихоновым (на фото).

– Александр Федорович, сколько зарубежных торговых партнеров у Витебской области? Какие появились в минувшем году?

– Суммарный объем внешней торговли области за 11 месяцев 2013-го составил около 6 млрд долларов. Экспортно-импортные отношения у наших предприятий сложились со 112 странами, витебские товары поставлялись на рынки 78 государств. И коммерческие, и государственные субъекты хозяйствования демонстрируют неплохую экспортную динамику, что мы наблюдаем ежегодно. Стран-импортеров по количеству больше, но основная масса импорта приходится на промежуточные товары, то есть те, которые используются в процессе производства и не являются конечным продуктом потребления. Доля потребительской продукции составила всего 6-7%. Основными торговыми партнерами Витебщины являются Россия, Китай, Германия, Украина, Латвия, Польша, Литва, Италия, Нидерланды. Прирост продаж отмечается в страны Африки, Центральной и Северной Америки.

– Как удалось выйти на новые рынки сбыта?

– Что касается комитета экономики, то мы активизировали сотрудничество с белорусскими диппредставительствами по предоставлению сведений о производителях области, заинтересованных в выходе на зарубежный рынок или в расширении присутствия их товаров. Необходимая для импортеров информация с контактными данными предприятий размещена на официальном сайте облисполкома www.vitebsk-region.gov.by в разделе «Экономика», она представлена также на английском языке.

Освоением новых рынков занимаются и сами производители. Здесь немалую роль играет умение рекламировать себя за рубежом, использовать современные средства международных коммуникаций. Важно участвовать в зарубежных специализированных мероприятиях, вести прямые переговоры. Это сопряжено с определенными затратами, но зато дает результат, если предприятие стремится к освоению новых технологий, поиску деловых партнеров и заботится о собственном имидже. Причем продвижением своего продукта нужно заниматься постоянно, навязывать, если хотите, зарубежному потребителю с учетом, что там конкуренция жестче и требования выше. Нужно устраивать рекламные акции, разъяснять преимущества товаров перед аналогами, гарантируя качество и своевременность поставок, а где необходимо – сервис и обслуживание. Такую политику ведут многие производители Витебщины, но, к сожалению, не все.

– С какими проблемами в этом плане приходится сталкиваться?

– Чтобы быть конкурентоспособным, необходимо оперативно осваивать выпуск новых видов продукции, стремиться к ее инновационности. Следует своевременно решать кадровые проблемы внешнеэкономических и маркетинговых служб. Иногда предприятиями игнорируются простые, но важные составляющие продвижения товара: наличие и содержание собственных сайтов, их перевод на иностранные языки, качество коммерческих предложений. Над этим многим нужно продолжать работать.

– Какие группы товаров наиболее востребованы на зарубежном рынке? Что выгодно экспортировать?

– Постоянно возрастает спрос на продукцию химической промышленности, мясомолочной отрасли. К примеру, в ОАО «Витебский мясокомбинат» за январь — ноябрь 2013-го экспорт колбасных изделий значительно увеличился, новым рынком сбыта стал Казахстан. А вот деревообрабатывающая отрасль и легкая промышленность пока не дают ожидаемого результата, радикально изменить ситуацию поможет проводимая в данный момент модернизация.

Для наших предприятий выгодно экспортировать любой вид продукции, который приносит устойчивую прибыль. Важно не просто говорить об увеличении объема поставок, а внимательно следить за конъюнктурой внешнего рынка, продавать товары с высокой долей добавленной стоимости, то есть не сырье, а готовые продукты. Это невозможно без использования новых технологий и инноваций при производстве товара. Стоит учитывать платежеспособность импортера и его репутацию, поскольку факт экспортной поставки – это еще не окончательный расчет с поставщиком, может возникнуть задолженность за поставленную продукцию, в результате чего появятся проблемы вместо ожидаемой прибыли.

Предприятиями области экспортируется более 400 наименований товаров. Среди них кабельная продукция, ветеринарные препараты, торф, станки, полиэтилен, стекловолокно, льняные ткани, обувь, химические волокона, молочные и плодоовощные консервы, сыры, пиломатериалы, кирпич, ковры, чулочно-носочные изделия, доломит и многое другое. В данный момент в Гонконг, Словению и Хорватию осуществляются пробные поставки приборов ночного видения НПФ «Диполь» ООО, в Таиланд – оптических приборов ОДО «ГалсОптикс», в Египет – запасных частей к сельскохозяйственным машинам ОАО «Витебский завод тракторных запасных частей».

– Александр Федорович, какую долю в экспорте занимают частные субъекты хозяйствования?

– Ведущая роль все же принадлежит предприятиям коммунальной собственности. Но товарная структура отдельных наших обществ не меняется годами. Некоторые руководители не понимают, что это путь в никуда. Необходима гибкость в подходе к внешним рынкам и привлечение прямых иностранных инвестиций для производства инновационной продукции. В этом плане активнее частные структуры. Наиболее устойчивая система сбыта изделий за рубежом создана коммерческими предприятиями «Альянспласт», «Энергокомплект», «Белтрубпласт», «БельБимбо», «Грация», «Марко», «Фортекс», «Союз-кабель», Поставский мебельный центр. Многие из них входят в состав российских или международных холдингов, поэтому у них больше возможностей для расширения рынков сбыта. Поиски вариантов организации собственного производства за рубежом ведут «Энергокомлект», «Святовит», «Витсройтехмаш», «Диполь».

Стремление заработать больше валюты не ущемляет интересы наших потребителей?

– Интересы потребителей и производителей не всегда совпадают: первым хочется купить дешевле, вторым – продать дороже (и не важно – куда), тем самым увеличить доход, зарплату своих работников. Понятно, что предприятия должны зарабатывать, им нужны валютные средства. Но увеличение объемов экспорта становится следствием увеличения объемов производства конкуренто­способной продукции, что позволяет осуществлять проводимая модернизация. Государство выполняет регулирующую функцию, чтобы хватило «и нашим, и вашим», чтобы в магазинах были представлены в необходимом количестве продукты разных производителей: нет одного – есть другой. Думаю, если продукция идет на «ура» и на экспорт, и на прилавках не залеживается, это только плюс предприятию. К сожалению, так можно сказать не о всех товарах. Зачастую приходится решать проблему разгрузки складов, в том числе за счет активизации работы в экспортном направлении.

– Поговорим об импорте Витебской области. Какова здесь картина?

– Помимо сырья и оборудования для производства и реализации инвестиционных проектов совместными предприятиями с участием иностранного капитала, завозятся минеральные удобрения, фрукты, сахар, полимеры, каучук, хлопок, ткани, одежда, машины и оборудование, металлы, фармацевтическая продукция и т. д. Многое поступает из России, свыше 450 товарных позиций импортируется из Китая. Что-то выгоднее купить за рубежом, чем наладить выпуск у нас. Но мы не всегда учитываем и собственный потенциал. В целом область хорошо сработала по импортозамещению в минувшем году, реализовано несколько десятков проектов, в том числе и коммерческими организациями.

– Сколько за счет этого удалось сэкономить валютных средств?

– Осуществлялся выпуск по 118 товарным позициям, за счет поставки этой продукции на внутренний рынок условная экономия валютных средств составила порядка 100 млн долларов. Среди реализованных проектов в 2013 году можно отметить производство эмульсола и смазочно-охлаждающей жидкости, средств для обработки древесины, акриловых строительных красок и грунтовки, цементно-поризованных листов, теплоизоляционных плит из фибропенобетона из местного сырья, соков овощных и фруктовых в упаковке «Пюр-Пак», консервированного зеленого горошка и фасоли, автогидроподъемников, дверных и оконных блоков из ПВХ, присадок к смазочным маслам. Ежегодно разрабатывается программа действий облисполкома по импортозамещению, конечная цель которой – обеспечение положительного сальдо внешнеторгового баланса, а значит стабильности в экспортной политике региона.

– Какие задачи по внешнеторговой деятельности определены на 2014 год?

– Рост экспорта товаров и услуг, обеспечение положительного сальдо внешней торговли, стремление к увеличению добавленной стоимости продукции, дальнейшее расширение рынков сбыта, оптимизация импорта и импортной составляющей в производимой продукции. Максимальное задействование местных сырьевых ресурсов. В частности, следует обеспечить поставки за рубеж товаров подведомственными предприятиями на уровне 115-116% по отношению к 2013 году. Необходимо увеличить объем инновационной продукции, развивать товаропроводящую сеть. Руководителям предприятий ставится задача по созданию собственных производств за рубежом, полной загрузке имеющихся мощностей.

– Скажутся ли на объеме экспорта витебских производителей интеграционные экономические процессы?

– Прогнозируется дальнейшее усиление конкуренции на рынке стран Таможенного союза, на которые приходится более 70 процентов всех наших поставок. Выиграют те предприятия, которые будут развивать кооперационные производственные связи с российскими, казахскими партнерами, отслеживать изменение конъюнктуры рынка и заботиться о росте конкурентоспособности своей продукции. Нужно заниматься вопросами получения необходимых сертификатов, требуемых на зарубежных рынках. Давно пришло время выходить на альтернативные рынки, к примеру, стран Азии, Африки, Ближнего Востока. Область, бесспорно, имеет немалый экспортный потенциал. Продукция, выпускаемая нашими предприятиями, востребована за рубежом, конкурентоспособна, так что и поставленные задачи выполнимы

Фото Дмитрия Осипова