Автор: . Дата создания:

Беларусь и Китай обладают колоссальным потенциалом для взаимовыгодных отношений, фундаментом которых выступает тесное сотрудничество на официальном уровне. Для его раскрытия Витебская область активно развивает межрегиональное партнерство, благодаря чему удается наращивать торгово-экономическое взаимодействие в восточноазиатском направлении.

О витебском присутствии на китайском рынке, как проложить дорожку к местному потребителю и каковы слагаемые коммерческого успеха на просторах Поднебесной, в интервью «Витебским вестям» рассказала генеральный директор государственного объединения «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» Наталья Бортник. 

– Наталья Павловна, как в целом развивается сотрудничество предприятий концерна с партнерами из Китая?

– Несмотря на негативные последствия пандемии коронавируса и замедление деловой активности в мире, по итогам 2020 года объем поставок в Китай предприятиями концерна составил почти 6 млн долларов, превысив уровень 2019 года в 2,3 раза.

В текущем году нам удалось сохранить положительную динамику поставок. По итогам 5 месяцев экспорт в Поднебесную достиг 4,6 млн долларов, что в 3,2 раза выше уровня прошлого года. Сейчас Китай является третьим по величине внешнеторговым партнером предприятий концерна.

– Какие факторы имели решающее значение для достижения такой динамики?

– Основной толчок развитию сотрудничества с Китаем дало принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. №5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой», когда этому вопросу стало уделяться особое внимание на республиканском уровне. Если до этого торговые отношения наших предприятий с этим регионом носили спотовый характер, то сейчас мы вышли на постоянные и стабильные поставки.

Вторым ключевым моментом стала централизованная аттестация белорусских производителей на право поставок на китайский рынок, поскольку в отношении сертификации молочной и мясной продукции, планируемой к ввозу в КНР, действуют особые правила. С 2015 года при содействии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси активно работаем в данном направлении, и сейчас аттестованы уже 8 предприятий концерна, на очереди аккредитация еще двух производителей. Конечно, нельзя не отметить, что в последние 2 – 3 года китайский рынок привлекает не только своей емкостью, но и благоприятной рыночной конъюнктурой, благодаря которой наше сотрудничество с партнерами из Поднебесной динамично развивается.

– Кем сегодня представлен концерн на китайском рынке, какие предприятия наиболее активно осваивают этот рынок, какова товарная структура экспортных поставок? По Вашей оценке, в каких направлениях и у каких предприятий есть еще незадействованный потенциал для расширения присутствия производителей Витебской области на китайском рынке, который необходимо реализовать в перспективе?

– Наибольшую активность проявляют производители сухих молочных продуктов: ОАО «Молоко» г. Витебск, «Верхнедвинский маслосырзавод», «Глубокский молочноконсервный комбинат», Филиал «Лепельский молочноконсервный комбинат» и ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Сухое молоко и сухая молочная сыворотка  занимают в товарной структуре экспорта почти 100%.

Согласно прогнозу уровня самообеспеченности продовольственными товарами в Китае сохранится дефицит отдельных групп продовольственных товаров, таких как масло, сухое молоко, сыр. Учитывая это, полагаю, что у наших предприятий есть потенциал для расширения своего присутствия как через наращивание существующих экспортных позиций, так и за счет вывода на этот рынок других молочных и мясных продуктов, а также расширения перечня аккредитованных для экспорта в Китай производителей. Сегодня наши предприятия аттестованы на право поставок всей молочной продукции, замороженной говядины и изделий из нее. Кроме того, в 2021-м список аккредитованных поставщиков расширился за счет включения в него Поставского молочного завода.

– Ни для кого не секрет, что вход на китайский рынок сопряжен с большими трудностями, он крайне конкурентен, что особенно актуально для сегмента пищевых потребительских товаров. Как удается преодолевать трудности? Как государство поддерживает экспортеров и на чью еще поддержку могут они рассчитывать?

– Можно сказать, мы сами еще в начале пути по освоению этого рынка. Сегодня концентрируем усилия на продвижении сухих молочных продуктов, но нам интересно двигаться дальше, расширять товарные позиции. Тем более, как я уже говорила, у наших предприятий есть для этого потенциал.

Основная трудность при выходе на любой рынок (и рынок Китая не исключение) связана с необходимостью выстраивания отлаженного механизма работы и формирования долгосрочной стратегии развития партнерских отношений для того, чтобы продукт стал узнаваемым и востребованным. Раньше это было достаточно сложно сделать, учитывая несистематический характер поставок и, как Вы правильно заметили, высокую конкуренцию на китайском рынке.

Сейчас разработана Стратегия развития экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Китайскую Народную Республику на 2021 – 2023 годы. Белорусское посольство постоянно проводит рекламные и имиджевые мероприятия в Китае, многочисленные бизнес-форумы и презентации, в том числе в формате видеоконференций, что существенно расширяет возможности экспортеров представить свою продукцию широкому кругу заинтересованных покупателей. Благодаря такой слаженной работе Минсельхозпрода, Посольства Республики Беларусь в КНР, Витебского облисполкома и предприятий-экспортеров нам удалось определить основные точки роста в экспортном потенциале и занять свою небольшую нишу на рынке Китая.

Тем, кто только начинает свою работу на этом рынке, стоит обратить внимание на сайт нашего посольства в КНР. Там размещены рекомендации экспортерам, в том числе пошаговый алгоритм экспорта белорусской продукции через электронную торговлю в КНР, которой в последнее время уделяется большое внимание.

Кроме содействия со стороны отраслевого министерства, органов госуправления и МИДа, в Беларуси действует ряд инструментов поддержки экспорта для продвижения товаров на зарубежные рынки в части экспортного кредитования, страхования экспортных рисков, возмещения части расходов на участие в международных выставках за рубежом и на проведение оценки соответствия продукции в иностранных государствах.

– Как в целом организована работа аппарата концерна по сопровождению предприятий на китайском рынке?

– Сотрудники концерна работают в непосредственной связи со специалистами на предприятиях, оказывая им, прежде всего, информационную и практическую поддержку, выстраивая общую стратегию продвижения на китайский рынок производимой продукции и взаимодействуя с органами госуправления, нашим посольством, китайскими компаниями, заинтересованными в развитии сотрудничества.

Логистические схемы выстраиваются совместно с китайскими партнерами таким образом, чтобы обеспечить оптимальный транспорт, сократить время на транспортировку, сделать доставку экономически целесообразной и эффективной.

– Как китайские потребители оценивают продукцию, поставляемую из Беларуси? Какие маркетинговые задачи стоят перед предприятиями, как удается их решать?

– Растущие объемы экспорта показывают, что наша продукция уверенно конкурирует по качеству и имеет высокий потенциал на китайском рынке. Пока предприятия концерна работают по оптовым позициям. На перспективу ставим задачи на основе анализа  потребностей потенциальных покупателей адаптировать под китайский рынок производимую продукцию, например, сгущенное молоко, мясные консервы, творожные сырки, которые, несмотря на популярность у нас, являются специфическими продуктами для восточноазиатской страны. Также предстоит определить дополнительные точки развития экспорта, расширения его товарной номенклатуры за счет продвижения на рынок КНР продукции с увеличенными сроками годности. Еще важно проработать вопросы развития электронной торговли на рынке КНР и организации поставок товаров посредством электронных торговых площадок и другие.

Задачи достаточно амбициозные, решать их планируем последовательно, используя для этого в том числе один из самых действенных инструментов маркетинга – выставочные мероприятия. Наши предприятия ежегодно участвуют в специализированных выставках в Китае. В 2021-ммы планируем представить наш экспортный потенциал на Всемирной выставке «ЭКСПО» в рамках дней Витебской области в белорусском национальном павильоне.

– Есть ли наиболее показательная история успеха на китайском рынке витебского производителя? Какие ошибки допускают предприятия при выходе и продвижении продукции на рынок Поднебесной?

– Думаю, что успешное продвижение витебской продукции на китайском рынке – это результат совместной слаженной работы всех наших предприятий, каждое из которых приложило  немало усилий для такой позитивной динамики. И, конечно, это дается нелегко. 

Исходя из накопленного опыта, можно сказать, что одной из распространенных ошибок является стремление быстро получить гарантированный положительный результат. Однако необходимо учитывать, что Китай – это другая культура, в том числе культура ведения бизнеса, культура потребления, есть много других игроков на рынке. Ни один из этих факторов нельзя сбрасывать со счетов. Мы работаем, учимся, расширяем понимание рынка. Многое еще предстоит сделать, и мы к этому готовы, чтобы привлечь покупателя и занять свою нишу на этом рынке.

Фото из открытых источников и архива «ВВ»