С рассказа о Герое Социалистического Труда Николае Макарове начинаются декабрьские экскурсии в музее истории Витебского отделения Белорусской железной дороги. 1 декабря исполнилось 120 лет со дня рождения этого выдающегося человека и талантливого руководителя.

Члены городского общественного объединения пожилых людей «Золотой возраст» посетили экскурсию, во время которой узнали подробности о фронтовых и мирных трудовых буднях первого начальника Витебского отделения БЖД Николая Макарова.
– Символично, что в день 120-летия со дня рождения Николая Акимовича наш музей посещают представители возраста мудрости. Это люди, которые помнят многое из истории Витебска, своими глазами видели, каким он был в разные периоды, становление города и железной дороги, – отметила хранитель фондов Любовь Яковицкая.

Добрая часть из более чем 4 тыс. экспонатов музея во Дворце культуры железнодорожников хранит память о героях стальной магистрали – людях, которые в военное время переносили все лишения и невзгоды, чтобы выполнить задачу – доставить грузы в срок. Таким был путь и Николая Акимовича. Под его руководством в начале Великой Отечественной шла эвакуация промышленных предприятий региона.
Николай Макаров – трижды почетный железнодорожник и почетный гражданин Витебска. В военное время возглавлял колонну паровозов особого резерва № 3 Наркомата комиссариата путей сообщения.
– Колонна состояла из 30 паровозов и 425 человек штата. Под Сталинградом (ныне это Волгоград) она потеряла 16 паровозов, восполнилась и продолжала воевать, – рассказала хранитель фондов. – Перед освобождением Витебска в Рудне была создана оперативная группа. В день боев за город над Двиной в него пришли и железнодорожники.
Освободителей в Витебске встретили всего 118 мирных жителей. В совершенно разрушенном городе были сняты рельсы, площадки подготовлены захватчиками для посадки самолетов при отступлении. Начались восстановительные работы, на девятый день в Витебск пришел поезд.
Постепенно в город начала возвращаться жизнь. Уже к июлю количество жителей многократно увеличилось.
Под руководством Николая Макарова железнодорожники в послевоенные годы восстанавливали разрушенное войной хозяйство.
В Витебске 15 октября 1966 года появился первый музей на Белорусской железной дороге. На хранение сюда Николай Макаров передал легендарные знамена 1932 и 1934 годов, которые прошли войну в колоннах паровозов особого резерва. Документы, записи и снимки для фонда собирал лично вместе с другими командирами отделения в архивах Москвы, Подольска, Смоленска и Рославля.
– Дань уважения – это выражение признания не на словах, а на деле. Наша организация объединяет активных и любознательных людей, которые находят для этого время. Почти каждую неделю мы собираемся на экскурсии либо в поездки, где продолжаем узнавать что-то новое о своем городе и регионе. Витебск является достаточно крупной узловой станцией, и железная дорога имеет богатую историю, которую я с большим удовольствием узнала, впервые посетив музей. Раньше наш график не был таким насыщенным: утром отправлялись на работу, вечером домой. Период второй молодости тем и хорош, что есть возможность наверстать упущенное, – поделилась член общественного объединения «Золотой возраст» Ирина Синовец.

Память о Николае Макарове хранят не только архивные записи и музейные экспонаты. В 2019-м году в его честь открыли мемориальную доску на фасаде административного здания Витебского отделения Белорусской железной дороги.



Фото Алексея ВРОНСКОГО.
УП "Витебское отделение Белорусской железной дороги". УНП 300080882







