Селфи – самовыражение или отклонение? Что думают на этот счет витебские медики?

Печать

Современные реалии таковы, что люди постепенно перебираются жить в Интернет. Различные соцсети, компьютерные игры, онлайн-обучение, онлайн-казино, онлайн-кино, сайты знакомств, интернет-магазины, доставка еды на дом – все это настоящий виртуальный мир, который заманивает новых жертв перспективами свободного общения, неограниченными возможностями и прочими, на первый взгляд, безобидными вещами. Здесь существуют свои правила поведения, которые называются Нетикет и которые с успехом нарушаются. Имеется и своя капризная дама – мода. Сейчас на волне популярности селфи – автопортрет, сделанный с помощью смартфона или фотокамеры. Мало кого удивляют сотни фотографий, выложенных на личных страницах в соцсетях. К примеру, вот Юленька дома, вот на работе, тут она встала с постели, поела кашу с сухофруктами, а здесь пьет кофе с конфеткой… Все эти эпизоды моментально выставляются в Интернет. Общество ставит лайки. Другой пример: 36-летняя медсестра из Нижнего Тагила (Россия) опубликовала в соцсети снимки из операционной. Причем на некоторых из них на одежде и руках женщины видны следы крови, а позади нее — пациенты под наркозом. Разгорелся скандал. Общество в шоке…

Оказывается, не такое уж это безобидное увлечение, захватившее как молодых людей, так и представителей старшего поколения, раз смогло разделить общество на два лагеря: «за селфи» и «против». Что такое селфи – самовыражение или отклонение? А если и то, и другое, то как определить черту, за которой уже кончается норма? С этими и другими вопросами мы обратились к заведующему медико-психологическим отделением областного центра психиатрии и наркологии, главному внештатному психологу Витебской области Николаю Якушкину.

– Начнем с того, что у людей есть разные потребности, в том числе и, так называемая социальная, то есть потребность в общении, общности. Ведь человек – существо коллективное, – поясняет Николай Владимирович. – Эти потребности должны быть удовлетворены, в противном случае человек испытывает страдания, серьезную личностную деформацию и т.д. Потребность может быть реализована адекватно, органично или в каком-то патологичном виде. Однако для того, чтобы поставить диагноз или сделать какое-то заключение, следует получить объективную информацию. А добыть ее в социальных сетях мы не в состоянии, потому что здесь нет физического контакта. Каждый человек может представлять себя кем угодно: мужчина женщиной, старик молодым, плотник директором и т.д. Мы общаемся с виртуальным лицом, аватаром. Поэтому и ставить диагноз некому. Если же подходить к вопросу теоретически, то существуют некие социальные, юридические и этические границы. Если человек их переступает, то это отклонение от нормы, то есть неприемлемо в нашем социуме, но насколько это является болезнью, сказать сложно.

Но многие люди любят фотографироваться: на фоне красивых пейзажей, достопримечательностей, рядом с известными актерами. И это раньше не рассматривалось как какое-либо отклонение…

– Фотографии фотографиям рознь. Есть те, что делаются на память, а есть те, что служат для презентации в рамках виртуального общения. Зачем это нужно? Чтобы получить оценку: мы должны понять, как нас воспринимают, чтобы создать общность, где совпадают интересы и ценности. Для того и существуют лайки. Эта сублимированная форма социальной потребности. Если человек не получает достаточное количество лайков, которые служат своеобразным рейтингом популярности, он начинает шокировать публику фотографиями, видео и т.д. Как школьник, который не в состоянии привлечь внимание хорошими оценками, создает вокруг себя ажиотаж плохим поведением. Тут есть определенная личностная деформация: человек не может встроиться в социум и ощутить себя его частью, поэтому выбирает не совсем адекватный способ, который не вписывается в социальные стандарты, некий андеграунд.

И какие люди больше всего подвержены такому самовыражению?

– Как правило, нарциссические, инфантильные, которые как личности неинтересны. Допустим, миллионеру нет нужды всем демонстрировать, что у него куча денег. Но есть граждане, которые, не имея за душой ни гроша, любят пускать пыль в глаза. Это тоже своего рода привлечение внимания. Такие люди неуверены в себе, имеют комплекс неполноценности, и в социальных сетях, где присутствует определенная вседозволенность, многие вещи, которые ранее были завуалированы, становятся очевидными.

Увлечение селфи подростками еще понять можно, но когда каждый свой шаг снимает взрослый человек, появляются мысли насчет адекватности…

– Существует такое понятие, как подростковый возраст. Одна из его характеристик – максимализм, когда есть только белое и черное, все или ничего. В этот период юноши и девушки пытаются найти свой путь во взрослом мире. Но для того, чтобы выйти из-под родительской опеки и создать свое «Я», необходим некий революционный кризисный переход, и в рамках этого следует понимать: подросток-бунтарь – это норма. Если он не будет бунтовать, он не презентует свое «Я». Бунт может быть открытым или скрытым, но для формирования собственной личностной концепции, он должен быть обязательно. Поэтому все эти проявления – элементарное формирование своего «Я». Потом страсти утихают, и человек начинает реализовываться в рамках выработанной личностной концепции.

А если бунтует взрослый человек – семейный, благополучный во всех отношениях?

– Это говорит о том, что в отрочестве родители его притесняли, следили за каждым шагом. Концепция же своего «Я» у него не была выработана, потребность в самореализации осталась, а как ее удовлетворить? До пенсии ждать? Наступает момент, когда такой человек понимает, что все ему надоело. Чувствует, что живет не своей жизнью. Он резко меняет работу, квартиру, друзей, семью и т.д. Это протест против определенных социальных рамок, которые человек не может ни принять, ни игнорировать. Наступил подростковый кризис, который, кстати, может случиться в любом возрасте. Его возникновение свидетельствует о том, что человек какие-то свои потребности не реализовал, родители не научили его это делать социально приемлемым способом.

Получается, соцсети – площадка для бунтарей?

– Нет. Просто один из видов социальной жизни. Виртуальной. Нереальной. Отсутствие физического контакта диктует свои условия: мы можем без церемоний прервать такое общение, обидеть человека, потому что не видим его вживую, а ведем диалог с неким аватаром, и т.д.

Мы буквально ввалились в виртуальную жизнь и продолжаем туда погружаться, и ничего хорошего для психики человека я как специалист, занимающийся клинической психологией, не вижу. Такое общение провоцирует специфические изменения психики человека.

Некоторые подростки утверждают: в соцсетях у меня много друзей. Каких? Которые ставят лайки. Когда тебе плохо, где твои друзья? Их нет. Где чувство общности? Чтобы пережить кризис, нужно чувство социальной, эмоциональной, интеллектуальной поддержки. Кто тебя будет поддерживать? Те, кто лайки ставит? А кто их ставит? Виртуальные люди, которых ты не знаешь, а жизнь-то реальная и проблемы в ней тоже.

Что вы посоветуете родителям подростков и молодых людей, которые зависают в Интернете?

– Конечно, самый лучший совет, чтобы было настоящее общение родителей с детьми и подростков между собой. Надо общаться в реальности. Привлекать внимание разумными способами, добиваться чувства общности. Выйдите из Интернета, оглянитесь! Семья не может быть виртуальной, и воспитывать детей нужно в настоящей жизни. С появлением Всемирной паутины дети и родители, мужья и жены, друзья и подруги стали отдаляться друг от друга. Многих семей как общности нет, есть физическое нахождение людей в одном пространстве. А ведь Интернет всего лишь должен помогать реализовать определенные задачи, а не заменять реальность. Не надо кушать синтетические продукты, ешьте натуральные. Чем больше мы находимся в виртуальном мире, тем больше проблем и отклонений имеем в реальном.

Вместо эпилога

В ходе исследования, проведенного одной российской компанией, выяснилось, что мужчины в два раза чаще делают селфи и выкладывают их в соцсетях, чтобы выглядеть более привлекательными.

В эксперименте участвовали около 2 тыс. добровольцев в возрасте 18-30 лет. Согласно результатам представители сильного пола размещают в соцсетях в среднем 3 селфи в неделю, в то время как женщины лишь 1-2. При этом фотографируют собственное тело около 76% мужчин и 45% женщин.

Четверть опрошенных добровольцев мужского пола публиковали в соцсетях свои автопортреты лишь для того, чтобы вызвать ревность у бывших или нынешних возлюбленных. По их признанию, селфи помогает им казаться более соблазнительными.

Любопытно, что среди женщин 13% таким образом пытаются пробудить ревность в своих партнерах, лишь 7% делают селфи, чтобы казаться привлекательнее. Чуть более трети дам с помощью фотоснимков показывают друзьям, чем они занимались в течение дня, и примерно 26% делают их на память.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны