Путь на Ляхи, или Чем привлекателен медвежий уголок?

Печать

Параллельно железнодорожному пути вьется проселочная дорога, где тут и там среди хвойных насаждений и кустарника затерялись дома жителей самой длинной в Витебском районе деревни Ляхи.

Фронтовая дорога 

Ее протяженность почти три километра. И тот, кто сюда направляется впервые, не сразу поймет, что извилистые улицы и переулки, ведущие в разные стороны, – это не отдельно расположенные деревни, а все те же Ляхи. Главная дорога такой считается только до железнодорожного переезда, а дальше она напоминает скорее проселочную. Коренные жители ее называют фронтовой. Бездорожье хоть и серьезная проблема для сельчан, но она носит сезонный характер. С наступлением дождей гористые склоны в нескольких местах превращаются в непреодолимую преграду для техники. По фронтовой дороге можно проехать только на автомобиле с высокой посадкой.

– По этой причине в самый конец деревни, где живут пожилые люди, не доходит автолавка. Она останавливается после железнодорожного переезда. Идти за хлебом и другими продуктами нужно больше километра. С сумками возвращаться обратно сельчанам, которым больше восьми десятков, сложно, – сетовала 83-летняя жительница деревни Лидия Смагина.

Некоторые сельчане используют железную дорогу, чтобы доехать минут за десять до  Богушевска и там отовариться. Правда, тем, кто живет на окраине деревни, этот вариант не очень подходит: от станции далеко идти.   

Легковой автомобиль водитель действительно оставил под горкой, взять которую побоялся, потому что могли бы застрять в грязной колее, а проехать чуть выше по пожне тоже не получилось, так как трава напиталась водой. Пошли пешком в конец улицы Заречной. Завидев нас, навстречу вышли Лидия Савельевна с Юрием Григорьевичем, а также соседка Светлана Виноградова.

– Наш медвежий уголок очень красив. Протекают две речки – Оболянка и Лучеса, в которых дети и внуки, когда приезжают,  купаются. Бывали снежные зимы, после которых вода разливалась в пойме и доходила до самых хат. В последние годы, правда, и холодные зимы, и снег стали редкостью. Есть лес, богатый дарами. К нам приезжают грибники и ягодники из Витебска, благо железная дорога рядом. Это неоспоримое преимущество, особенно для дачников, которых у нас больше, чем коренных жителей, – рассуждала Светлана Виноградова.

– Мы любим свой родной уголок, не собираемся никуда уезжать, и хотим, чтобы не забывали про нас, пожилых людей, про наши чаяния и нужды. Много раз поднимали вопрос с дорогой, но воз и ныне там. Прекрасно понимаем, что асфальт нам не проложат, да и не нужны такие расходы, а вот подлатать в отдельных местах дорогу, чтобы могли проехать автолавка и скорая, – это важно для нас. Нужны-то всего две машины песка и щебенки, – отметила Лидия Савельевна.

Соседки, сидя на лавочке возле дома, вспомнили то время, когда в Ляхах кипела жизнь. От фабрики «Знамя индустриализации» в деревне находилось подсобное хозяйство, на ферме держали скот.

– И тогда техника разбивала дорогу, которую постоянно ремонтировали. Еще мой отец-шофер жаловался, что через деревню проехать, что по глине пройти. Он рассказывал, что во время коллективизации переселяли в одно место хуторян, так Ляхи объединили несколько разрозненных поселений. В конце 1990-х были выделены большие средства на дорожное строительство от Замосточья до Ляхов. Дорогу действительно сделали до деревни, а по населенному пункту – забыли. Со временем наш населенный пункт стал  неперспективным, где все больше и больше заброшенных домов, – поделилась старожил Светлана Виноградова.

Вот и в следующем году, как сообщили в Шапечинском сельсовете, в деревне Ляхи должны снести три дома, признанных выморочными, три пустующих снесли в текущем.

На чем держится село 

Хотя как посмотреть – перспективной деревня считается, когда в ней раздаются детские голоса.

А нас как раз встретил бойкий мальчик по имени Тимур, которого мама привезла на джипе из Витебска к бабушке на осенние каникулы.

Дачница Галина Мурзо так долго здесь живет, что стала своей среди сельчан. Разве только ее дом отличается от других: образцовый, отделан сайдингом, в один цвет забор из металлопрофиля, вдоль которого растут сумах и… кедры (а на поверку оказались обыкновенные сосны, которые хозяйка умело стрижет).  

– Я здесь все лето провожу, мне нравится в деревне, – поделился словоохотливый первоклассник Тимур, который решил нас сопровождать до соседей-фермеров, на дворе которых какой только техники нет: комбайн, трактора, грузовые авто, весь прицепной инвентарь.

– Это мои сыновья – Иван, Алексей, Александр – фермеры, обрабатывают до сотни гектаров земли, выращивают зерновые, корма, которые реализуют населению, обеспечивают всем необходимым пару буренок, которых досматриваю я, – поделилась старейшина деревни Евгения Ляховская.

Женщина не преминула заметить, что ее дети очень трудолюбивые, но если бы она заранее узнала об их планах стать фермерами, то «не позволила бы ввязываться в безнадежное дело».   

Мать просто жалеет своих взрослых детей, которые умудряются трудиться в городе на основной работе, а по выходным пахать в прямом и переносном смысле в деревне.

– Это адский труд, который приносит небольшие доходы, – отметила Евгения Яковлевна. – Сыновья с руками, по бросовым ценам скупают старую технику и доводят ее до ума. Только благодаря им сельчане еще не заросли бурьяном, поскольку сыновья обрабатывают земли в окрестности, а зимой нередко своей техникой расчищают в деревне дорогу.

Фермерское хозяйство притягивает к себе многих сельчан. Одни покупают излишки молочной продукции, другие – зерно и сено для своей живности, третьи просят помощи в уборке зерновых. Ляховские никому не отказывают, всем помогают.  Село на том и держится, что помощь и взаимовыручка стали нормой отношений.

Обещали – сделайте 

– Самая большая проблема, которая стала для сельчан притчей во языцех, – это ремонт дорог, – прокомментировал председатель Шапечинского сельского Совета Святослав Дробцов. – Сегодня в зоне нашего внимания 34 населенных пункта. На текущий год запланирован ремонт дорожного покрытия в Замосточье, Липовцах, Кузьменцах, Дыманово, но в силу того, что «Витрайкомхоз» обанкротился (он обслуживал дороги в населенных пунктах) и пока не определена подрядная организация, которая будет заниматься этим вопросом, застопорились все ремонтные работы. Это не считая неотложных сигналов, на которые мы не можем не реагировать. Взять хотя бы обращения жителей тех же Ляхов, которые просят в двух местах подсыпать песком и щебнем дорогу. По этому поводу обращался в ДРСУ-144, где обещали выполнить работы в ближайшее время.

Сегодня в Ляхах на постоянной основе проживают около 60 жителей.

Фото Елены БАШУН.  

Поделиться новостью в социальных сетях:


При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны