Как отучить ребёнка от мата? Советы психолога

Печать

Наверняка каждому доводилось слышать поток отборного мата, например, от импульсивного водителя в неожиданной ситуации на дороге или от любителей высокоградусной, которые начинают выяснять, кто кого уважает. И даже матерные слова в компании подростков и бранная переписка молодежи в комментариях в социальных сетях вызывают лишь негодование, но никак не удивление. К сожалению, мат прочно вошел в лексикон определенной части общества, причем далеко не всегда асоциальных его элементов. Но одна ситуация, случайным свидетелем которой я оказалась, меня обескуражила.

Проходя мимо детской площадки, за спиной услышала голоса двух девочек, которые делились впечатлениями со всей экспрессией нецензурных словечек (не буду цитировать из этических соображений). Обернувшись, увидела малышек лет четырех-пяти, причем хорошо одетых, досмотренных, с косичками и розовыми бантиками. В эту минуту у меня произошел своего рода когнитивный диссонанс. Одно дело, если ребенок подхватит от взрослых одно словцо и без понимания повторяет его где ни попадя. Совсем другое – когда начинает «разговаривать» ненормативной лексикой.

В этой связи решила разобраться, как мат появляется в лексиконе у детей и как своевременно очистить от него речь, чтобы он не вошел в привычку во взрослой жизни, да и в целом, что пишут ученые мужи о влиянии скабрезностей на здоровье человека.

От психики до ДНК  

По негативному влиянию мата на здоровье человека выдвинуто множество самых разных версий, вплоть до того, что женщины становятся дурнушками. Одну из самых ярких предложил советский и российский биолог Петр Гаряев, хотя кто-то его суждения посчитает  псевдонаучными. В  своем учении волновой генетики и в ходе эксперимента на растениях автор доказывал, что нецензурная речь дает электромагнитные колебания, которые в свою очередь оказывают влияние на молекулы ДНК, вызывают мутагенный эффект и тем самым запускают программу на самоуничтожение. Многие из подопытных растений заболевали, погибали и вырождались через несколько поколений.

Считается, как мы мыслим, так и говорим. Доктор психологических наук, профессор Борис Сосновский стремился доказать обратную цепочку: как говорим – так и мыслим.

«Ограничения, которые накладывает эта лексика (мат) на психику, потрясающи. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. «Прикольно», «клёво». Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная», – писал психолог. Также он утверждал, что аффективная лексика негативно влияет не только на самого сквернословящего, но и окружающих. 

Современный московский невролог, нейрофизиолог Александр Будик считает, что ненормативную лексику центральная нервная система воспринимает как агрессию, которая приводит организм в состояние стресса. Из его теории можно сделать вывод: любители крепкого словца добровольно ввергают себя в стресс, а о негативных последствиях его длительного воздействия на здоровье скажет любой медик, причем независимо от специализации – будь то невролог, эндокринолог, кардиолог или, допустим, онколог.

Детская провокация 

Считается, если ребенок растет в семье, где родители матерятся, то велика вероятность, что он в последующем станет делать так же, причем будет считать это нормой, поскольку слышал подобные слова с рождения. Другое дело, когда дети приносят домой грязные словечки из детского сада или школы, и взрослые не знают, как отучить от них свое чадо. С такими проблемами нередко мамы и папы обращаются к психологу Центра здоровья молодежи Витебского областного детского клинического центра Инне Титовой.

– В 4 – 5 лет ребенок не понимает значения этих слов, но он мгновенно улавливает  эмоциональное реагирование взрослых. Произнес слово – на него родители включились, обратили внимание, причем неважно, ругают ли они, смеются или просто переглядываются. Ребенок воспринимает мат как некое волшебное слово, которое вызывает ту или иную реакцию у взрослых, поэтому начинает употреблять его снова и снова. В данном случае родителям лучше никак не реагировать, при отсутствии таких выражений в семье интерес у малыша скоро угаснет. Но если это не подействовало и ребенок уже пробует включать нецензурные высказывания в речь, надо с ним поговорить, объяснить, что это нехорошие слова, которые не принято произносить в семье. Детям постарше можно растолковать, что это оскорбления, проклятья в адрес другого и самого себя. Если же вдруг ребенок услышал нечаянно брошенное нелитературное слово от самих родителей, то следует за это извиниться, дать понять, что оно вырвалось случайно и что это плохо, – советует специалист.

Иногда причина детской нецензурной лексики кроется во внутренних переживаниях ребенка, здесь уже надо более тщательно изучить проблему, и нередко родители не могут справиться самостоятельно.

Так, в практике психолога был случай, когда мальчик специально выпаливал матерное слово, чтобы позлить отца, который его однажды наказал за этот же проступок. Сначала маленькие манипуляторы провоцируют родителей на ту реакцию, которая им нужна, а с поступлением в школу могут перенести этот опыт еще на учителя. 

Другой пример – учащийся начальной школы начал ругаться дома отборным матом, мать категорически запрещала отцу браться за ремень, что вызывало спор у супругов, а виновник так и оставался безнаказанным. Во время консультирования психолог выяснила, что, оказывается, ребенок боялся, что родители разведутся, и с помощью брани пытался оттянуть супружеский конфликт на себя.

– Если в семье не принята ненормативная лексика, а ребенок начал злоупотреблять ею – надо задуматься, против чего он протестует. Значит, его что-то не удовлетворяет, следует поговорить с ним откровенно, может, даже обратиться к психологу. Если ребенок произносит матерные слова в гневе, возможно, в семье существует запрет на негативные эмоции. Родителям надо понимать: ребенок вправе испытывать гнев, раздражительность, злость, просто надо научить его правильно их выражать. В обратном случае замалчивание отрицательных эмоций может привести к психосоматическим расстройствам, проблемам со здоровьем, – обращает внимание Инна Титова.   

Брань как агрессия и протест 

У подростков причины засорения речи немного другие. В основном это связано с желанием отделиться от родителей и влиться в среду сверстников. 

– Подростковый возраст очень сложный, идет гормональная и психическая перестройка, ребенок должен ощутить себя отдельной личностью. Многим подросткам свойственна агрессивность, а мат для них – своего рода проявление агрессии. Проходя естественный процесс развития, подростки должны сепарироваться от родителей, научиться самостоятельно принимать решения, для этого нужны сверстники, а в молодежных компаниях нередко присутствует мат, в том числе за счет интернета, социальных сетей, – поясняет Инна Владимировна.

Отдельного внимания заслуживает общение в интернете. Современные дети уже не пойдут рисовать на заборе или выцарапывать на скамейке запретное слово, но с легкостью напишут его на своей странице в социальных сетях, в комментариях под постами друзей, что также видно широкому кругу людей, но авторство таких строк уже не скроешь.    

С подростками методы отучения от мата, применимые к дошколятам, не пройдут. В данном случае психолог советует родителям не заниматься морализаторством в открытую, иначе это, скорее, будет воспринято в штыки оппонентом. 

По мнению специалиста, доводы напрямую от родителей подростки зачастую не слышат. Донести информацию лучше косвенно, например, обсуждая тему мата, негативного к нему отношения взрослых, но так, чтобы это слышал ребенок. Другой вариант – объяснить подростку, что родители просто волнуются за него, важно, чтобы он чувствовал от них поддержку, которую не может дать компания. Если это не помогло, то стоит хотя бы установить границы дозволенного: мол, дома не сквернословить, а в компании делай как знаешь, но помни, что семья не одобряет. 

– Обычно подросток умеет дифференцировать, где можно, а где нельзя употреблять матерные слова. Но если он не может себя контролировать, то, возможно, развилась импульсивность как неврологическое расстройство. Это может быть накопившийся стресс, который он изливает дома. Здесь надо более внимательно присмотреться к ребенку, чтобы дело не дошло до психиатрии, – делает акцент Инна Владимировна. 

Это тоже зависимость 

– Мат – это та же зависимость, только психологическая. Есть люди, которые буквально говорят матом, а замечание не ругаться вызывает у них удивление и даже обиду, поскольку считают свою речь нормальной. От этого проблема не исчезает. Бывает, люди попадают в другую среду, например, устраиваются на новую работу, становятся членами семьи, где нецензурная речь не приветствуется. Только тогда они начинают работать над собой, и им очень трудно перестроиться, отвыкнуть от мата, приходится долго подбирать нормальные слова, даже если они получили высшее образование, устроились на приличную работу, –  говорит психолог.

Одно из важных последствий такой вредной привычки с юных лет – несформированная речь, скудный лексический запас. Людям не хватает слов, чтобы нормально выразить свою мысль. Поэтому отучаться от мата лучше смолоду, читать больше книг, не портить свою ауру грязными выбросами сквернословия и тем самым быть примером для своих детей, когда они появятся.

Фото из открытых источников.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны