Коллекцию советских мопедов собрал житель Витебска

Печать

Владимир Мячин открыл для себя тягу к мопедам, когда восстанавливался в больнице после аварии. Он понял, что история этого вида транспорта очень интересна, и захотел собрать коллекцию тех самых моделей, на которых гонял Советский Союз. Сейчас она насчитывает более 30 экземпляров.

Владимир — коренной москвич, но ради детей перебрался в Витебск. «Говорят, у нас хорошо зарабатывать деньги, а у вас — хорошо жить, и это правда», — убежден коллекционер.

В московском музее индустриальной культуры у него есть богатая экспозиция, которую он хочет перевезти в Беларусь. Владимир планирует открыть собственный музей в деревне Еремино Витебского района, где будут выставлены мопеды и сопутствующие им значки, обязательные при СССР регистрационные номера, а также игрушки и предметы быта, которыми могли похвастаться практически в каждой семье лет пятьдесят назад. Пока же экспозиция разместилась в Витебске на втором этаже многоуровневой парковки на проспекте Строителей, 15 (возле «Евроопта»), где коллекционер арендует небольшое помещение. Вход туда бесплатный, но предварительно нужно созвониться.

Несмотря на то, что большая часть коллекции собрана в России, кое-что он нашел и в Беларуси. Еще до переезда в Витебск купил в Борисове французский мопед «Motobecane-Mobylette» 1971 года выпуска,  но признается, что как культурный экспонат этот образец малоценен. Пока Владимир приехал за ним из Москвы, мопед аккуратно по красили, так сказать, придали товарный вид, тем самым стерев дух того времени. Для сравнения в коллекции есть мопед МВ-042М «Львовянка» 1965 года в двух вариантах: отреставрированный и с «родной» краской. Разница налицо, и, безусловно, непередаваемые ощущения вызывает второй. Недавно Владимир нашел на Витебщине еще 2 мопеда, так что коллекция растет. «Я не гоняюсь за серийными вещами, питаю симпатию к единичным экземплярам. Мопеды с китайскими двигателями меня не интересуют. Самый древний среди моих экспонатов — харьковский мотовелосипед 1958 года выпуска. Раньше продавались наборы для переоборудования велосипеда в мопед: фары, тросы, моторы, а эта модель — одна из первых заводских», — отметил Владимир. Кроме того, у него есть одна из моделей Минского велозавода, которых выпустили всего 10. Имеется и первый рижский заводской мотовелосипед «Riga-2 Gauja» 1968 года.

Но «малокубатурка» — не единственная любовь Владимира. Долгие годы он собирал книги, игрушки и прочие предметы в духе того времени. «Наверняка, подросток, придя сюда, многого не поймет. Например, почему приходилось перематывать ручкой пленку, чтобы прослушать мелодию. А для людей моего и более старшего поколения все ясно без слов. Поэтому кассетный магнитофон «Электроника-302» по-прежнему горячо любим и стоит на видном месте». Самой милой сердцу игрушкой является фрагмент «Пионерской» железной дороги – одной из самых сложных и дорогих электромеханических игрушек 1950-х. Она была недоступна для простых покупателей и приобреталась в основном Дворцами творчества, а потому мальчишкам приходилось обращаться с железной дорогой крайне бережно. У Владимира есть только 3 вагона и семафор. А еще железный грузовик. Увидеть такой можно лишь в старых фильмах, где мальчики в шортиках и девочки в коротеньких платьицах играют в песочницах.

К сожалению, передать атмосферу, которая царит в мини-музее Владимира, невозможно ни печатным словом, ни на фото. Это надо видеть. Витеблянин Михаил Койда, который слышал о выставке и пришел посмотреть, не ожидал, что задержится так надолго. «Я почему-то подумал, что тут будут представлены современные модели. А здесь — моя молодость», — с легкой грустью отметил мужчина.

Фото Дмитрия ОСИПОВА

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны