Депутаты Витебской области обсудили вопросы наполняемости областного бюджета

Печать

В Витебской области практически все готово для введения нового местного сбора за пересечение государственной границы на автомобиле в пунктах пропуска. Укрепление собственной доходной базы местных бюджетов, в том числе мерами налоговой политики, остается в числе приоритетных задач. Ее решение позволяет результативно заниматься улучшением качества жизни в регионе через реализацию программ развития по ключевым направлениям жизнедеятельности.

Об этом шла речь на внеочередной сессии областного Совета депутатов 18 марта при утверждении отчета об исполнении областного бюджета за 2020 год, а также региональных мероприятий по ряду государственных программ на 2021 – 2025 годы. Право на введение дополнительного обязательного платежа преду­смотрено обновленным Налоговым кодексом, вступившим в силу 1 января 2021 года. Облсоветы с этого времени и до 1 января 2023-го могут вводить его на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Уплачивать сбор будут водители автомобилей (с максимальной массой не более 5 т), принадлежащих организациям или физлицам, в том числе зарегистрированным в качестве ИП. Сбор будет уплачиваться в белорусских рублях до пересечения или при пересечении границы в пунктах пропуска исходя из размера базовой величины, действующей на дату его уплаты.

— Все аспекты введения местного сбора отработаны, остаются лишь технические вопросы, находящиеся в компетенции органов пограничной службы. Как только они будут решены, вопрос планируется вынести на сессию областного Совета депутатов, — пояснил глава депутатского корпуса Витебщины Владимир Терентьев.

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 

Как сообщил начальник главного финансового управления Витебского обл­исполкома Геннадий Гребнев, объем собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Витебской области 2020 года превысил 1,5 млрд руб., что на 4% больше по сравнению с 2019 годом. В ходе исполнения бюджета не обеспечено выполнение отдельных параметров социально-экономического развития Витебщины, что негативно сказалось на динамике собственных доходов. Вместе с тем сложившееся отставание в значительной степени было компенсировано сверхплановыми поступлениями по НДС и подоходному налогу с физических лиц (благодаря выполнению задания по росту номинальной начисленной зарплаты сверх плана поступило 18,5 млн), доходов от реализации неиспользуемого имущества и ряду других источников. В частности, дивидендов получено больше плана на 2 млн руб., иностранные предприятия увеличили свой вклад почти на треть сверх планируемых поступлений, или на 1,3 млн руб. Также благоприятно сказалось на собственной доходной базе казны и то, что по области приступили к работе 430 новых организаций и производств, на новые рабочие места трудоустроены более 5 тыс. человек.

Доходы консолидированного бюд­жета Витебской области составили около 2,5 млрд руб. (с учетом безвозмездных поступлений) и увеличились на 7% по сравнению с бюджетом-2019. Это позволило обеспечить финансирование основных базовых обязательств бюджета, поддержать приоритетные направления и сферы деятельности, продолжить работы на объектах высокой социальной значимости, констатировал Геннадий Гребнев. Расходы казны области составили около 2,6 млрд руб., что на 10% больше, чем в 2019 году, в основном благодаря поддержке из республиканского бюджета. Около 66% средств направлено на финансирование социально-культурной сферы. Расходы капитального характера превысили 440 млн руб., или 17,3% общих расходов. В условиях, когда ресурсы бюджета ограничены, областные власти все же находят возможности строить необходимые объекты социальной инфраструктуры за счет привлечения заемных средств, растягивая при этом расходы казны на несколько лет.

Одной из главных задач 2020 года было обеспечение финансовыми ресурсами медицинской отрасли, в том числе в контексте реализации указа №131 «О материальном стимулировании работников здравоохранения», что легло значительной дополнительной нагрузкой на местный бюджет. Только на стимулирующие выплаты медикам и специалистам соцзащиты направлено 73 млн руб. Кроме того, дополнительно выделено 9 млн руб. на медикаменты, мягкий инвентарь, ремонт и приобретение медоборудования, перепрофилирование учреждений и ввод дополнительного коечного фонда. Более того, с учетом объема бюджета Витебской области дополнительные потребности здравоохранения не могли быть обеспечены исключительно за счет перераспределения ресурсов из других отраслей, что привело бы к серьезным проблемам в ключевых сферах. В результате бюджетный процесс в определенных ситуациях шел буквально в ручном режиме управления.

— Благодаря взвешенному принятию решений и гибкой политике в вопросах финансирования удалось продолжить реализацию мероприятий программы развития Оршанского района и городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек, обустройство поселков городского типа, — подчеркнул Геннадий Гребнев. — На Витебщине своевременно завершены сельскохозяйственные работы, обеспечена подготовка к отопительному сезону, продолжились замена теплосетей и водопроводов, возведение станций обезжелезивания, не останавливались работы по снижению теплопотерь и затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению.

Среди вопросов, которые требуют особого внимания в 2021 году, один из важнейших — ситуация с финансированием здравоохранения. Сохраняют актуальность также задачи по максимальному привлечению собственных доходов, сбалансированному исполнению консолидированного бюджета, снижению кредиторской задолженности.

ВНИМАНИЕ МАЛОМУ БИЗНЕСУ 

Одним из наиболее действенных методов наращивания собственной доходной базы бюджета остается развитие предпринимательства. На Витебщине на поддержку малого и среднего бизнеса за пять лет планируется направить из бюджета около 10,7 млн рублей. Это предусматривается региональным комплексом мероприятий по реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 – 2025 годы, утвержденным на внеочередной сессии облсовета.

Как отметила председатель комитета экономики облисполкома Вероника Заболуева, мероприятия направлены на стимулирование деловой инициативы граждан, улучшение деловой среды для роста предпринимательской активности, совершенствование стимулов для субъектов малого и среднего бизнеса к созданию высокопроизводительных, экспортоориентированных и инновационных организаций.

Основная часть финансовых средств (почти 86%) пойдет на развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, что позволит расширить линейку услуг для бизнеса и увеличить количество обслуживаемых субъектов. Кроме того, планируется продолжить практику поддержки из бюджета инновационных проектов, реализуемых бизнесом, а также стимулировать участие негосударственного сектора экономики в маркетинговых мероприятиях, направленных на продвижение продукции и услуг на новые рынки и расширение присутствия на уже освоенных территориях. Важным направлением гос­программы остается организационно-информационная поддержка стартап-движения.

В результате реализации комплекса мероприятий предполагается к 2025 году повысить удельный вес предпринимательства в формировании областного показателя валовой добавленной стоимости до 19,5%, обеспечить увеличение до 30% доли частного бизнеса в экспорте Витебщины, а также экспорте услуг — до 75,5%. К концу пятилетки субъекты малого и среднего бизнеса будут формировать 27,9% областного показателя выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг.

Фото  из архива «ВВ».

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны