Как Витебское облпотребобщество решает задачи по повышению качества и доступности торгового обслуживания?

Печать

Для потребительской кооперации Витебщины 2020-й стал переломным и открыл новую главу в трудовой летописи старейшей торговой организации, которая остается основным сетевым оператором для сельских жителей.

О  том, как общество пережило «ковидный» год и реорганизацию, за счет чего удается решать задачи по повышению качества и доступности торгового обслуживания и что же это значит — жить заботами сельчан — в интервью «Витебским вестям» рассказала председатель правления Витебского областного потребительского общества Татьяна Назарова.

— Татьяна Александровна, можно ли подводить первые или, скажем так, промежуточные итоги проведенных преобразований? Удалось добиться того, на что рассчитывали?

— Действительно, именно на 2020-й пришлись основные работы по реорганизации системы потребительской кооперации Витебщины. Процесс объединения районных потребительских обществ и унитарных предприятий в единую структуру с сетью филиалов завершен, но фундаментальные выводы делать, конечно же, пока рано. Только к 1 июля 2020-го окончательно сформировали Витебское областное потребительское общество, что стало финальным аккордом двухлетней подготовительной работы. Сейчас на первый план выходит психологический аспект, ведь успех любой организации создают люди. На Витебщине в потребкооперации трудится более 5,5 тыс. специалистов, многие из которых отдали ей десятки лет своей трудовой биографии. Так что преобразования вызывали в коллективах разные эмоции, люди искренне переживали за будущее. И мы понимаем: для того, чтобы работники освоились в новых условиях, нужно время.

Тем не менее эффект, причем значимый, уже есть. Реорганизация позволила улучшить качество торгового обслуживания сельского населения на территориях в зоне ответственности теперь уже бывших финансово неустойчивых райпо. Для всех игроков на рынке Витебское обл­потребобщество стало крупным ритейлером, поэтому появились возможности формировать более выгодные условия работы с поставщиками, проводить единую ценовую политику и товароснабжение, управлять кадровым потенциалом.

Система потребкооперации доказала свою жизнестойкость. Мы продемонстрировали гибкость и способность к трансформации в новых условиях деятельности и остались ведущей торговой организацией на территории Витебщины, за исключением трех районов.

— Почему выбрана именно такая схема трансформации — создание единой организации с филиалами? По каким параметрам или индикаторам можно будет оценить потенциал новой структуры? 

— В системе Белкоопсоюза есть успешный опыт подобной трансформации в единую структуру с филиалами без статуса юрлица. Поэтому, столкнувшись с ситуацией необходимости централизации активов, мы обратили на этот опыт внимание и решили его использовать. Крупному игроку проще работать в условиях территориальной разбросанности, удаленности и малонаселенности деревень, что характерно для Витебщины. Также ему легче удерживать позиции и наращивать эффективность в высококонкурентной среде. Об уровне конкуренции можно судить по таким данным: в области на начало 2021 года количество магазинов всех участников рынка (включая сетевые компании и малый бизнес) почти в 3 раза превышало число объектов потребкооперации. Более того, в последние годы на экономически выгодных площадках в крупных населенных пунктах Витебщины открылось более 200 фирменных магазинов отечественных производителей, с которыми сложно конкурировать по ценовому фактору.

Конечно, наша доля в розничном товарообороте снижается, но последние три года с момента начала преобразований удается повышать эффективность деятельности, в том числе выходить на прибыльную работу и наращивать рентабельность. Это очень значимый для нас тренд .

— Что сегодня на повестке дня в торговой деятельности?

—  Задача остается неизменной — улучшать качество обслуживания населения. Для этого работаем над изменениями сети — занимаемся тем, что включает понятие ребрендинг. Внедряем новые форматы торговых объектов. Например, с начала 2021 года открыли 4 таких объекта, в ближайшее время заработают еще 3 магазина. Как показывает практика,  после обновления среднедневной оборот таких объектов вырастает в несколько раз. Понимаем, что некоторые наши большие магазины могут проигрывать в текущей рыночной ситуации, поэтому стараемся учитывать это в повседневной работе.

Отмечу, что за потребко­операцией остается выполнение такой социально значимой функции, как обслуживание отдаленных деревень. Зачастую наш объект остается единственной связью с внешним миром для таких населенных пунктов. Это сложные в плане экономики объекты, здесь трудно говорить о прибыльности. Однако накопленный годами опыт обслуживания сельских жителей позволяет успешно выполнять эту функцию, расширяя ассортимент и удовлетворяя возрастающие потребности сельчан. Несмотря на трудности текущего периода, находим возможности обновлять парк автомагазинов. В 2020-м приобрели 5 специализированных автомобилей, на этот год в планах покупка еще 9 машин.

Значительная часть усилий коллективов облпотреб­общества направлена на снижение затрат. Это подразумевает обновление холодильного оборудования, переход на светодиодное освещение, реновация зданий, то есть все то, что способно дать реальную экономию ресурсов. Отдельная программа реализуется по развитию общественного питания. Здесь ставку делаем на создание брендовых объектов индустрии быстрого питания («Еда&Кофе», «Лепим Сами» и др.). Расширяем предложение, проводим акции и таким образом возвращаем себе потребителей.

— На каких направлениях планируете сделать акцент в 2021 году и почему?

— Сейчас мы видим большой потенциал производственных отраслей и заготовительной деятельности, способных сыграть ключевую роль в повышении эффективности работы всей системы. Так что они должны стать тем локомотивом, который будет тянуть вперед обновленный «состав» потребительской кооперации Витебщины.

В 2020 году вложили значительные ресурсы в модернизацию хлебозаводов, часть мероприятий завершим в текущем году. Это позволяет повысить качество выпускаемых изделий, расширить ассортимент. То же самое можно сказать и о колбасных цехах в системе потребкооперации. Вносим существенные коррективы в подходы к этой деятельности. Например, отработали совершенно новые рецептуры пельменей собственного приготовления, модернизировали упаковку, сделали ее более яркой и узнаваемой.  Увеличился срок хранения продукции, а по вкусовым параметрам наши пельмени отличаются от фабричных, потому что с мясом и сделаны, что называется, с душой. На этом делаем акцент при продвижении продукции.

В Ушачах, на заводе по производству минеральной воды, в сентябре 2020-го запустили розлив питьевой воды в различные емкости, причем цена получается конкурентная. Успехи в этом направлении позволяют строить планы и в целом по расширению ассортимента продукции на площадке в Ушачах. В частности, хотим запустить производство совершенно нового для нас продукта — энергетического напитка под торговой маркой «Ураган», также будем осваивать выпуск витаминосодержащих напитков.

— Отдельно хотелось бы спросить о планах по развитию УП «Винный мастер» в Полоцке, учредителем которого выступило облпотреб­общество в 2020 году...

— Как известно, предприятие создано на базе бывшего Полоцкого винодельческого завода. В работу с ним облпотребобщество включилось уже в конце заготовительного сезона. Тем не менее мы сумели обес­печить его сырьем для бесперебойного функционирования до нового урожая. Сейчас «Винный мастер» специализируется на выпуске фруктово-ягодных (квота на 2021 год — около 320 тыс. дал) и плодовых (около 80 тыс. дал) вин. Свою нишу компания заняла, в планах — расширение рынка сбыта внутри страны, а в последующем намерены работать и на экспорт. Для этого готовимся расширить продуктовую линейку за счет новых видов упаковки, а также освоения нового ассортимента продукции, выйдя за рамки винной тематики. Кстати, это наш второй специфический актив, еще действует производство на Щарковщинском консервно-овощесушильном заводе, который также планируем развивать.

— Вторым локомотивом потребкооперации Витебщины назвали заготовительную деятельность. Почему?

— В 2020 году нам удалось значительно нарастить объемы заготовок. Например, закупили растительного сырья в 2,5 раза больше, чем в 2019-м, в частности по дикорастущему сырью приросли в 2,3 раза, по плодам и ягодам — в 1,9 раза. Заготовительный оборот по вторичным материальным ресурсам вырос примерно на треть, в том числе обеспечена положительная динамика по такими видам, как лом цветных и черных металлов. 

Вдохновленные достигнутыми результатами, мы намерены и дальше развивать и повышать эффективность заготовок. Есть планы по расширению сети заготовительных пунк­тов с учетом территориальной специфики, будем увеличивать число штатных и нештатных заготовителей. Конечно, сделаем акцент на высокорентабельных направлениях заготовительной деятельности.

— За счет чего удалось сделать такую значительную прибавку по заготовкам излишков урожая у населения?

— Не забывайте, что одной из социальных миссий нашей организации является поддержка сельского населения. В данном случае речь идет о дополнительном доходе деревенских жителей за счет излишков урожая и другого растительного сырья. Есть очень точное и важное утверждение: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Так что всем, кто хочет дополнительно заработать, мы предоставляем такую возможность. Более того, в 2020 году скорректировали подходы к организации заготовительной деятельности. Сделали акцент на учреждения системы образования, больше проводили конкурсов, повысив мотивацию заготовителей. Это сработало. Например, заготовили самый большой объем яблок за всю историю работы потребкооперации Витебщины с этим видом сырья.

Конкурсы организовали на территории каждого района, сформировали призовой фонд, главная награда — мобильный телефон. Это помимо денежного эквивалента за сданную продукцию. Подведение итогов и награждение устраивали повсеместно, в торжественной обстановке отмечали передовиков, в том числе вручали много поощрительных подарков. А победителем стал ученик 6-го класса Новопогостской средней школы Миорского района Саша Барановский. Его результат — около 14 т яблок!

Вот на что хочу обратить внимание: если дети радовались призам, то их родные особо благодарили за моральное поощрение, за то, что трудовые достижения подрастающего поколения получили публичное признание среди земляков. Бабушка одного из победителей так и сказала: «Спасибо за то, что дали моему внуку и его сверстникам понять — своим трудом можно и нужно зарабатывать!»

Вовлечение в трудовую деятельность подрастающего поколения: это еще одна важная социальная миссия потребительской кооперации Витебщины, которая, обновляясь и совершенствуясь, продолжает жить заботами сельчан.

Фото Сергея КОЧЕТОВА. 

 

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны