По ту сторону аутизма, или Как понять мир «особого» ребенка

Печать

Сегодня аутизм называют болезнью цивилизации. По статистике каждый сотый житель планеты страдает от этого недуга. В Республике Беларусь каждый 160 ребенок относится к категории детей с расстройствами аутистического спектра. При ранней диагностике заболевания и грамотной корректировке симптомов «особенные» дети вполне способны на социализацию: могут заниматься в классах интегрированного обучения и воспитания обычных школ, заводить друзей, находить себя в творчестве и спорте. Главное, в чем они нуждаются, – понимание и поддержка окружающих.

В настоящее время в Витебской области обучаются 227 детей с расстройствами аутистического спектра, 42 из них посещают коррекционно-педагогические занятия на базе областного ресурсного центра. Эта статистика только по учреждениям образования, еще часть «особенных» детей наблюдают медики.

Проблеме аутизма был посвящен областной семинар-практикум «Игра как базовая форма педагогического воздействия на ребенка с аутистическими нарушениями», который прошел на базе Витебского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Участникам в интерактивной форме была представлена модель формирования игровых навыков у детей с аутистическими нарушениями, ведь для более эффективного взаимодействия с «особенным» ребенком необходима специально организованная среда. По словам заместителя директора областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Татьяны Радкевич, важную роль в организации занятий детей, страдающих аутизмом, играет предметное наполнение игрового пространства. Поэтому участникам семинара-практикума была продемонстрирована система подбора игрушек, которую используют в своей работе педагоги центра коррекционно-развивающего обучения Полоцкого района. В этот день для педагогов-психологов провели мастер-классы, где они изготовили средства визуализации для обучения невербального ребенка с аутистическими нарушениями и игрушки посредством техники валяния, а также познакомились с выставкой работ «особенных» детей.

«Зажги синим» 

Инклюзивный праздник «Шаг навстречу» уже в четвертый раз состоялся в рамках международной акции, посвященной Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма в областном ресурсном центре по работе с детьми с аутистическими нарушениями в областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Ребята принимали участие в интерактивных развлечениях, посмотрели спектакль «О верных друзьях», подготовленный учащимися Октябрьской средней школы Витебского района, в котором принимали участие дети, в том числе с аутистическими нарушениями. На празднике царила атмосфера радости, понимания и дружбы. Мальчишки и девчонки вместе подготовили стилизованный плакат «Твори добро!». Дети и взрослые танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах, рассказывали стихи.

Директор областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Марина Фёдорова вручила благодарственные письма родителям, наиболее активно принимающим участие в мероприятиях, способствующих внедрению инклюзивных тенденций.

К слову, международная акция «Зажги синим» проводится ежегодно 2 апреля, во Всемирный день распространения информации об аутизме. Великие пирамиды в Египте, оперный театр в Сиднее, статуя Христа- Искупителя в Рио-де-Жанейро, Пизанская башня и другие достопримечательности подсвечивают синим в знак солидарности с людьми, страдающими аутизмом. К этой акции Беларусь присоединилась в 2016 году.

По ту сторону аутизма 

Витебчанка Елизавета Чиркова, мама мальчика, никогда не интересовалась темой аутизма. Однако ей пришлось узнать об этом недуге для того, чтобы лучше понимать своего сына.

Неладное Елизавета заподозрила, когда ребенку не было и двух лет. Причем явные проблемы увидела сама. Конечно, отсутствие информации сразу ввергло человека в страх – со слов Елизаветы, принятие пришло не сразу и далось нелегко.

– Сын был замкнутым, не откликался на имя, не понимал обращенной речи, истерил, не слушал и не слышал, – вспоминает Елизавета. – Сначала грешила на то, что он заинтересован игрой, потом искала оправдания и была уверена, что ребенок просто не такой, как все. Но, когда у него начались стереотипные движения, например, безостановочно катал машинку, не отводя взгляда, отсутствовал контакт с детьми, все стало очевидно.

Во многом помогли родители детей-аутистов, которые объединились в сообщество в мессенджере. Успокоившись и взяв себя в руки, молодая женщина начала действовать: много читала о проблеме, общалась с родителями «особенных» детей, проходила всевозможные платные курсы, тренинги и т. д.

– Спасибо руководству и педагогам областного ресурсного центра, здесь помогают «особенным» детям стать полноценными членами общества, – подчеркивает Елизавета Чиркова. – До школы (а сейчас сын уже оканчивает первый класс) их помощь была ощутимой и результаты не заставляли себя ждать. Спустя семь лет коррекции сын пошел в интегрированный класс обычной школы. И его успехи очевидны: на смену бесконечным истерикам и самоагрессии пришли коммуникабельность и тяга к общению со сверстниками. Да, он неречевой (есть небольшой словарный запас), общается посредством жестов, PECS-карточек (система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек. – Прим. авт.). Дети в классе и педагоги приняли «особенного» ученика очень хорошо, хотя, конечно, волновалась. Но, например, на детской площадке я до сих пор могу ловить на себе сочувствующие взгляды посторонних.

Мамам «особенных» детей Елизавета Чиркова посоветовала не отчаиваться ни при каких обстоятельствах. Поведение таких ребят коррегируется. Главное – вовремя заметить недуг и не запустить его.

– Ребенок с аутизмом не больной ребенок, он нормальный, просто со своими особенностями, – подытоживает Елизавета. – Возьмите себя в руки и помните: малыш – это ваша гордость и опора, каким бы он ни был. И в ваших силах улучшить его состояние и сделать счастливым. Пусть и не сразу, но я поняла, что мой сын необычный, но такой безмерно любимый.

Педагог-психо­лог областного центра коррекционно-раз­ви­вающего обучения и реабилитации Наталья Князева отмечает, что внимательная мама всегда первой увидит, что ее малыш чем-то отличается от остальных. В раннем возрасте малыш не реагирует на мамину улыбку, а дошкольник – беспроблемный и тихий, компании сверстников предпочитает одиночество. Чаще всего «особенные» дети не любят, когда к ним прикасаются, отсутствует зрительный контакт.

Наталья Викторовна подчеркивает, что такому ребенку важно то, что обычному человеку кажется мелочью, плюс ко всему они очень чувствительны к звукам, цвету, запахам (сенсорная чувствительность).

– «Особенные» дети детализируют действительность на мелкие фрагменты, – рассказывает педагог-психолог, – для них трудно выделить объект целиком с его множественными характеристиками.

Допустим, просим ребенка принести большой красный мяч... Малыш чаще всего либо не выполнит вашу просьбу, либо принесет любой мяч, который находится в его поле зрения. Для него трудно понять сложную инструкцию из 2 и более слов.

Еще одной особенностью таких ребят является то, что они в большинстве своем не говорят и попросту не могут объяснить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей-аутистов возникают трудности: зачастую их не понимают, вследствие чего они начинают нервничать и проявлять агрессию и т. д. Им нужны специальные дидактические материалы – карточки, визуальные подсказки, при помощи которых они смогут общаться. Средства альтернативной коммуникации помогают достичь успеха в развитии невербальных детей и зачастую становятся незаменимым средством общения в их взрослой жизни.

Фото Александры ХОДЮКОВОЙ.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны