Начальник областной налоговой инспекции Валерий Лобацевич: «Наше главное богатство — честный плательщик»

Печать

Накануне профессионального праздника, который отмечается во второе воскресенье июля, начальник областной налоговой инспекции Валерий Лобацевич рассказал «Витебским вестям», какие технологические решения внедряются сегодня для того, чтобы плательщик исполнял обязательства с минимальными затратами времени и сил, что делается для повышения уровня доверия, а также о перспективах развития ведомства.

— Валерий Николаевич, как собираются налоги в текущем году, что влияет на полноту и своевременность поступлений в бюджет? 

— По итогам первого полугодия в местный бюджет области собрано 820 млн рублей налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2020-го, поступления увеличились в сопоставимых ценах на 15 млн руб., или на 2%. Обеспечен рост и в разрезе основных доходных источников бюджета. Лидером по удельному весу остается подоходный налог: его доля составляет 39%, а платежи возросли на 1%. Кроме того, хочу отметить: сегодня в добровольном порядке поступает около 99% платежей (в 2020 году – 98%).

Вместе с тем задолженность по налогам на 1 июля превысила 11 млн руб. За счет применения принудительных мер взыскано в бюджет почти 12 млн руб. Уже второй год функционирует автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств (АИС ИДО), которая позволила упростить эту процедуру, сократить документооборот между органами взыскания и банками, исключить факты многократного взыскания денежных средств со всех счетов плательщиков по одному и тому же обязательству.

— В последние годы налоговая служба последовательно проводит курс на цифровизацию и, по сути, уже преобразовалась в высокотехнологичное ведомство. Как оценивают изменения налогоплательщики? Какие новые возможности по оптимизации взаимоотношений с бизнесом, физлицами планируется в этом направлении реализовать в перспективе?

— На протяжении последних лет в налоговых органах динамично происходит цифровая трансформация. Ее цель — упрощение администрирования налоговых правоотношений, достижение максимальной объективности и прозрачности в учете и контроле элементов налогообложения, а также сокращение теневой экономики.

Сегодня электронное взаимодействие с налоговыми органами осуществляют свыше 30 тыс. субъектов хозяйствования и более 100 тыс. физлиц. Один из ярких примеров: если в 2020-м налоговые декларации по подоходному налогу с использованием электронного сервиса «Личный кабинет плательщика» представили свыше 2,5 тыс. физлиц, или более 80% от общего количества задекларировавших доходы, то в текущем году их удельный вес превысил 85%.

На сайте Министерства по налогам и сборам представлено более 20 сервисов, которые позволяют налогоплательщикам решать большинство вопросов в режиме онлайн. Например, у физлиц есть возможность использовать электронный сервис автоматического заполнения налоговой декларации на основании сведений, находящихся в распоряжении налоговых органов, так называемый префайлинг. Для плательщиков транспортного налога сервис «Личный кабинет плательщика» дополнен новым разделом «Сведения о транспортных средствах», перейдя в который пользователи смогут просмотреть информацию о принадлежащих им транспортных средствах, зарегистрированных в ГАИ по состоянию на 1 января 2021 года.

В этом же направлении развиваются сервисы и для юридических лиц. Уже доступно автоматическое формирование налоговой декларации по налогу на игорный бизнес с использованием данных из учетной системы МНС. В ближайшем будущем планируется построить единую систему интеллектуальной обработки данных, которая позволит оцифровывать всю имеющуюся информацию о плательщиках и внедрить механизм префайлинга в отношении других налогов, например, платежей за землю, налога на недвижимость, упрощенной системы налогообложения.

Достаточно востребованной среди физлиц, по моей оценке, является  возможность получать налоговые услуги в налоговых инспекциях независимо от места жительства. По области в среднем за месяц этим пользуются около 50 граждан. Тут надо понимать, что за налоговыми услугами обращается не подавляющее число граждан, а лишь те, кому они необходимы.  

Чтобы получить обратную связь для оценки качества работы налоговых органов в разрезе регионов, уже пять лет проводятся независимые социологические исследования. И если по результатам 2016 года удовлетворенность качеством работы инспекций Витебщины составляла 67,2%, то за 2020-й этот показатель достиг 85,3% и является лучшим в Беларуси (в среднем по стране — 80%).

 — Можно ли сформулировать причины и условия, при которых налоговая обязательно проявит интерес к налогоплательщику – юридическому лицу, ИП или физлицу?

— Хочу подчеркнуть: прежде всего действуют принципы презумпции добросовестности плательщика, законности и обязательности налогообложения. Поэтому неотъемлемым условием контрольной деятельности является предварительное проведение скрупулезной аналитической работы.

При этом, повторюсь, с учетом риск-ориентированного подхода в зоне особого внимания субъекты хозяйствования, заявившие значительные суммы возврата из бюджета НДС, имеющие в составе учредителей и руководителей иностранных граждан, организации, работающие с взаимозависимыми субъектами хозяйствования, а также имеющие налоговую нагрузку значительно ниже средней по отрасли. Конечно, это не исчерпывающий перечень критериев.

Принципиальных отличий в контроле уплаты налогов физическими лицами нет. Прежде чем задать человеку вопрос, налоговые органы самостоятельно ищут на него ответ, ведь мы располагаем обширными возможностями доступа кразличного рода информации о доходах граждан, наличии недвижимости, транспортных средств, ввозе ими товаров из-за пределов страны. В ближайшем будущем эти возможности существенно расширятся благодаря созданию базы данных о доходах физических лиц. В ней будет аккумулироваться информация о заработной плате, пенсиях, пособиях, стипендиях, больничных, денежных переводах из-за границы и других доходах граждан.

То есть можно смело утверждать, что случайный, ничем не мотивированный интерес к плательщику — физическому лицу со стороны нашего ведомства просто исключен. А вот граждане, чьи расходы существенно превышают легально полученные доходы, обязательно попадут в поле зрения налоговых органов. Законодательством установлен четкий критерий для начала контрольных мероприятий – превышение стоимости имущества, расходов над доходами в размере не менее 250 базовых величин. Иначе говоря, прежде чем потребовать заполнить декларацию, провести контрольные мероприятия по сопоставлению расходов и доходов, налоговая инспекция делает ювелирный математический расчет и соблюдает условия, установленные законом.

Также хочу обратить внимание, что на любом этапе контрольных мероприятий физическое лицо может задекларировать ранее полученный доход и уплатить налог. Это является важным аспектом профилактической работы, направленной на самостоятельное, добровольное исполнение плательщиком своих обязанностей. Ведь честный плательщик – это наше главное богатство.

— Что посоветуете студентам, которые стремятся работать в налоговой инспекции, к чему им надо быть готовыми для построения успешной карьеры?

— Налоговый инспектор – непростая профессия, с серьезной нагрузкой, требующая глубоких познаний в экономической и других сферах, в том числе правовой. В то же время она предоставляет большие возможности для развития деловых навыков, построения карьеры, поскольку полученный опыт позволит в будущем найти себя и в другой сфере.

Безусловно, человек, поступая на налоговую службу, должен быть готов к неукоснительному соблюдению законодательства, в том числе в повседневной жизни.  Мой совет молодым — не бойтесь нового, постоянно работайте над собой, стремитесь и достигайте, тогда вас непременно ждет успех!

— Валерий Николаевич, пользуясь случаем, что вы пожелаете коллегам в преддверии профессионального праздника?

— Хочу подчеркнуть, что добросовестность, настойчивость, порядочность, преданность делу сотрудников налоговой службы всегда являлись залогом стабильного наполнения бюджета Витебской области. И это очень важно именно сегодня, когда ведомство внедряет новые методы и подходы в работе, выполняет важную и ответственную миссию – выстраивание баланса финансовых интересов государства, бизнеса и граждан.

Уважаемые сотрудники и ветераны налоговой службы! Примите искреннюю благодарность за самоотверженный труд и пожелания вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья, благополучия и  удачи во всех делах и начинаниях!

Фото Петра ЧИМКОВСКОГО 

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны