Налоговый обзор: как происходит поддержка бизнеса в Витебской области

Печать

В условиях санкционных ограничений государство последовательно принимает оперативные решения, которые призваны компенсировать или нивелировать внешнее давление. Значимая часть поддержки касается финансово-налоговой сферы. Детальный обзор мер, призванных минимизировать негативное внешнее влияние на добросовестных налогоплательщиков, «Витебские вести» подготовили с помощью начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Витебской области Валерия Лобацевича.

После введения иностранными государствами ограничительных мер в отношении Беларуси у многих субъектов хозяйствования возникли проблемы со сбытом продукции, получением выручки из-за рубежа по поставленным ранее товарам, расчетами с контрагентами, доставкой импортных комплектующих и технологий. Валерий Лобацевич напомнил, что в этой ситуации одним из основных документов, направленных на повышение внутренней устойчивости экономики, является Указ №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». В соответствии с документом Совету Министров предоставлены полномочия для оперативного принятия решений по применению конкретных мер поддержки в инвестиционной, бюджетно-финансовой и налоговой сферах.

ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ

В сфере налогообложения правительство наделено правом изменять:

—  сроки уплаты части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет. Эта мера распространяется на отдельные хозяйственные общества. Постановлением правительства №233 определен перечень хозяйственных обществ, которые производят уплату части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, ежемесячно равными долями с мая по декабрь 2022 года;

— в индивидуальном порядке — срок уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, пеней в виде отсрочки, рассрочки или налогового кредита, в том числе по платежам в республиканский бюджет.

По словам Валерия Лобацевича, налоговые органы в свою очередь могут принимать решения не приостанавливать операции по счетам плательщика, если он вовремя не уплатил налоги, но гарантирует исполнение налоговых обязательств в последующем и обязуется своевременно направить в банк платежные инструкции на уплату налогов. То же касается наложения ареста на имущество должника — у налоговиков есть право не применять такую меру принудительного исполнения обязательств. При этом учитывается информация о деятельности конкретного плательщика, которой располагают инспекции. 

ПРОВЕРКИ — НА ПАУЗУ

Налоговые органы принимают меры по снижению проверочной нагрузки на бизнес, делая упор на организацию контроля без вмешательства в деятельность плательщика.

До конца 2022 года прекращены выборочные проверки, а также приостановлено проведение внеплановых тематических оперативных проверок. Исключение составляют случаи, когда речь идет о выявлении теневого оборота товаров, схем уклонения от уплаты налогов, пресечении незарегистрированной предпринимательской деятельности.

Кроме того, внеплановые проверки могут назначаться только в случае выявления крупных схем уклонения от уплаты налогов, деятельности с системным и масштабным сокрытием налогооблагаемой базы. Это происходит, как правило, после проведения профилактических мероприятий, отметил Валерий Лобацевич. Сегодня делается акцент на такой форме контрольной работы, причем она организуется с использованием имеющихся в распоряжении налоговых органов информационных ресурсов и без вмешательства  в работу плательщика. Иначе говоря, если в ходе анализа устанавливаются факты неуплаты, в том числе не в полном размере, налогов, то такому плательщику направляется уведомление о необходимости корректировки налоговых обязательств в добровольном порядке. Кроме того, при выявлении у субъекта хозяйствования незначительных нарушений налоговые органы направляют рекомендации об устранении таковых без привлечения к ответственности. 

Такая практика дает возможность сделать основной акцент на выявлении плательщиков с агрессивным налоговым поведением, допускающих применение схем уклонения от уплаты налогов, а также на пресечении теневого оборота товаров, выявлении фактов сокрытия выручки, выплаты зарплаты «в конверте».

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПОВЕСТКА

Процесс разработки и реализации мер для адаптации экономики к санкционным ограничениям и повышения ее устойчивости идет, по сути, в непрерывном режиме. Меры по формированию благоприятной бизнес-среды предусмотрены Комплексным планом по поддержке экономики, утвержденным правительством в апреле 2022 года, напомнил Валерий Лобацевич. В числе реализованных мероприятий — индивидуальным предпринимателям и фермерским хозяйствам предоставлено право в 2022 году не применять кассовое оборудование при розничной торговле продуктами питания на ярмарках и торговых местах.

Кроме того, документ предусматривает, в частности, подготовку предложений о приостановлении в 2022 году мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о маркировке товаров, мораторий на применение мер ответственности за то, что субъекты хозяйствования не используют электронные накладные. Прорабатывается возможность ограничения пятью годами периода проверки исполнения налоговых обязательств с возможностью их корректировки в добровольном порядке.  Налоговым органам может быть предоставлено право заключать мировые соглашения с кредиторами в процедуре банкротства, предусматривающие изменение срока уплаты платежей в бюджет.

Фото из открытых источников.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны