Смартфоны в школе: быть или не быть?

Печать

С наступлением очередного учебного года белорусским школьникам пришлось привыкать к целому ряду нововведений. В том числе и к тому, что пользоваться мобильными телефонами в учреждениях образования нужно по новым правилам.

Зарисовки из педагогических будней 

…Гимназисты взбудоражены: в учебное заведение приехал наряд милиции. Правоохранителям поступил сигнал о краже дорогого смартфона. Обнаружив пропажу, школьник с телефона друга набрал родителей, а те сразу забили тревогу: исчезнувший гаджет обошелся им в кругленькую сумму. Администрация нервничает, ученики взбудоражены, люди в форме опрашивают потерпевшего и возможных свидетелей. Изучив распорядок дня владельца мобильника, милиционер пытается пройти тем же путем — и находит «украденное» на подоконнике в столовой. Оказывается, мальчишка положил туда смартфон на обеденной перемене, а потом напрочь забыл, где держал его в руках в последний раз.

…Педагог отчитала второклассника за то, что тот бросал мусор в питьевой фонтанчик в коридоре, и за руку оттащила от двери, которую мальчуган пинал ногами. Через минуту школьник, которого захлестнули эмоции, уже кричал в телефон: «Папа, приезжай, меня учительница избила!» А через 15 минут работникам школы пришлось коллективно успокаивать разгневанного отца, доказывая, что его ребенка никто не бил, и объясняя, как всё было на самом деле.

Это лишь две зарисовки из педагогических будней. Два примера того, как усложнили полезные и нужные, на первый взгляд, гаджеты жизнь современных учреждений образования. Добавьте к этому постоянные попытки детей играть во время уроков, искать в интернете ответы на задачи или списывать оттуда сочинения — и станет понятно, почему утвержденный нынче в Беларуси Государственный школьный стандарт не смог оставить без внимания данный вопрос.

Новые правила для гаджетов 

В документе четко определены его цели: обеспечение эффективности образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждении общего среднего образования, укрепления дисциплины и правопорядка, достижения отношений сотрудничества, взаимоподдержки между всеми участниками образовательного процесса для обеспечения доступности и качества общего среднего образования, успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении жизни.

Поскольку различные девайсы сейчас стали неотъемлемой частью нашей действительности, Государственный школьный стандарт среди прочего определил правила пользования ими. Например, в документе сказано, что ребята обязаны «размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах» и что учащимся запрещено «пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов».

Также Государственный школьный стандарт предписывает: «Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся /…/ ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя».

А как в реальности? 

Нужно сказать, не всех родителей обрадовало это нововведение. В сознании взволнованных мам и пап сразу начали всплывать истории о всевозможных ЧП и тревожно зазвучало: «А что, если…» А если ребенок почувствует себя плохо? А если его будут обижать? Я и сама знаю историю, когда девочка со сломанной рукой сидела на уроке, потому что учитель не придал значения ее жалобам. Так что вполне могу понять родительскую тревогу.

Но все же многие взрослые считают требования Государственного школьного стандарта разумными, хотя и с некоторыми оговорками.

МНЕНИЯ: 

Ольга (мама третьеклассницы): 

— В этом году у нас в классе до начала уроков дети складывают свои телефоны в специальную коробку. Могут взять только на перемене, если нужно позвонить. По моему мнению, это хорошо: ребята не отвлекаются на занятиях и отдыхают от игр в мобильниках на переменах. Кроме того, они друг у друга не могут забрать телефоны, даже в шутку, меньше шансов уронить их, потерять. Поэтому я только за. А если мне что-то бывает нужно узнать — сама звоню учителю или пишу ему в мессенджере.

Елена (мама семиклассницы): 

— Считаю, что мобильных телефонов действительно не должно быть на уроках. Они отвлекают школьников от восприятия материала, мешают сфокусировать внимание. Да и на переменах дети должны отдыхать, а не сидеть, уткнувшись в смартфоны. Сейчас у учителей всегда есть связь с родителями через интернет, и любой адекватный педагог сразу сообщит, если с ребенком что-то не так. Однако имеется и другая сторона проблемы. Например, в нашей школе некоторые учителя домашние задания задают не из учебника, а пишут на листках и просят потом детей сфотографировать. Как это сделать, если сдавать телефон? Или если телефон дешевый и со слабой камерой? И еще вопрос — зачем тогда учебники?

Поиск наилучшего варианта 

Свое видение вопроса и у педагогов. Если в одних школах сразу завели специальные коробки для гаджетов, то в других не спешат выполнять требования нового школьного стандарта. Основная причина — материальная ответственность. Не секрет, что иногда стоимость смартфона намного превышает учительскую зарплату. И если, например, новенький мобильник пострадает от того, что кто-то неаккуратно бросит на него свой телефон, — кто в итоге будет отвечать за повреждения?

Сложностей добавляет и то, что зачастую в среднем и старшем звене школьники не сидят на месте, а переходят из кабинета в кабинет. Им бы успеть дойти до класса, учебные принадлежности достать, тему повторить — когда тут еще телефоны коллективно собирать и разбирать? Да и забыть в такой обстановке свой мобильник – проще простого.

— Конкретно в нашей школе в плане пользования смартфонами в начале учебного года мало что поменялось, — рассказала Елена, педагог одной из школ Витебска. — Единственное, детей попросили быть более ответственными, отключать звук и не отвлекаться на уроках. Однако спустя неделю администрация все-таки сказала классным руководителям завести специальные коробки для телефонов. Требование полностью отказаться от гаджетов, мне кажется, не самое разумное. Ведь действительно бывает удобно дополнительный материал не распечатывать, а сбросить в интернете. Раньше у нас уже пытались ставить коробки и собирать туда телефоны, но идея не прижилась. За них же ответственность нужно нести. Да и по кабинетам дети часто ходят — неудобно.

Как видим, проблема обращения школьников с телефонами все еще остается, и значит, решать ее необходимо. Наверное, пока идет поиск наилучшего варианта, стоит принять предложенный. И начинать менять подходы. С одной стороны, формировать у детей не зависимость от девайсов, а культуру пользования ими. А с другой — педагогам учиться работать, меньше используя смартфоны учеников.

Возможно, позже появятся и другие варианты решения. К примеру, в классе моей старшей дочери многие родители пошли таким путем: покупали даже старшеклассникам в гимназию обычные кнопочные телефоны. У этого была масса плюсов: с подобным девайсом особо не поиграешь, списывать через интернет с его помощью неудобно, а если потеряется или разобьется, то трагедия будет ощутима, но не критична для семейного бюджета. Вдобавок у ребят не появлялось желания хвастаться друг перед другом, у кого мобильник дороже и навороченнее. В то же время дети всегда могли позвонить родителям, если что-то случилось. Так что часть вопросов действительно удалось тогда снять.

А как бы вы решили проблему с гаджетами в современной школе? Или вы считаете, что такой проблемы не существует? Делитесь вашим мнением в группах «Витебских вестей» в соцсетях.

Фото из открытых источников.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны