«Пожалование из рядовых в сокольничьи». История картины Клавдия Лебедева из фондов витебского Художественного музея

Печать

Среди шедевров русской живописи в фондах витебского Художественного музея его сотрудники отметили работу представителя реалистической школы живописи рубежа XIX–XX веков Клавдия Лебедева (1852–1916) «Пожалование из рядовых в сокольничьи». Эта картина, как и многие другие произведения исторического жанра, помогает приоткрыть интересные страницы прошлого.

Русский художник-передвижник отразил сюжет на тему соколиной охоты, которая с древних времен на Руси была излюбленным занятием. Периодом ее расцвета стало правление царя Алексея Михайловича Романова (отца Петра I), страстного поклонника соколиной охоты. Летописцы того времени писали: «то была истинная страсть, отмеченная печатью постоянства и даже вдохновения, в охоте царь находил радость и сердечную отраду». Отличавшаяся разнообразием церемониала царская охота подчинялась своим правилам и традициям. По приказу государя в столицу ежегодно привозили более двухсот ловчих птиц – соколов, кречетов, балобанов, сапсанов, копчиков, ястребов. Особенно ценными были белые кречеты – за их необычную окраску. Места отлова этих птиц находились под охраной, добывать их могли только профессиональные ловцы – «помытчики», имевшие специальное разрешение от государя.

Соколиную охоту царя Алексея Михайловича обслуживали 100 сокольников, которые круглый год, днем и ночью, находились при ловчих птицах в дворцовых селах Коломенском, Сокольниках и Покровском.

Обряд пожалования из рядовых сокольников в начальные, происходивший в присутствии Царя Алексея Михайловича, Клавдий Лебедев запечатлел в 1896 году для уникального книжного издания «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси». К тому времени художник был признанным мастером жанровых картин и исторических композиций. Его привлекали яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов, архитектура старинных русских городов, эпические характеры людей далекого прошлого.

– Композиция картины легко прочитывается. Зритель улавливает нить рассказа художника, в этом помогают фигуры, жесты, предметы, выражения лиц, – комментирует искусствовед Анастасия Папроцкая. –Автора увлекают красочность древнерусских костюмов и особенности обстановки, характерность персонажей. Он тщательно и досконально воспроизводит цветистость тканей, изразцов в интерьере, с помощью ярких оттенков передает торжественность момента, бытовой колорит. Все это легко прочитывается в работе и помогает нам изучать историю.

Изображения соколиной охоты и царских сокольничих, созданные для книги, прославили Клавдия Лебедева. С тех пор воспроизведение лебедевской версии стало почти хрестоматийным. Второй том издания открывался его фронтисписом «Выезд Царя Алексея Михайловича из Спасских ворот г. Москвы», в книге также помещены и другие произведения художника на тему царской охоты.

«Пожалование из рядовых в сокольничьи» можно увидеть в зале русской живописи и декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала XX века, где представлены еще две работы Клавдия Лебедева 1890-х годов – «Тяжелая дума» и «Иван Грозный».

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны