Увесистые знания, или Может ли быть легче школьный портфель?

Печать

Часто ли современному школьнику приходится выбирать между собственным здоровьем и желанием быть примерным учеником? Как выяснилось — практически постоянно. Так уж получается, что официально утвержденные санитарные нормы и реальные требования учреждений образования, мягко говоря, не совсем совпадают.

Родители вместо детей 

Подойдите утром к любой городской школе — и вы увидите, как за многих учеников младших классов рюкзаки с учебниками на занятия несут их родители, а иногда даже бабушки и дедушки. Что это — гиперопека? Или для такой заботы есть другие причины?

Наверное, некоторые мамы и папы действительно слишком стараются оградить своих деток от нагрузок и обязанностей. Но все же основная проблема кроется не в этом, а в реальной увесистости школьного портфеля.

По моей просьбе родители учеников разного возраста изучили содержимое рюкзаков своих детей. Вот что получилось.

Ульяна, 2-й класс. Четыре учебника (по математике, предмету «Человек и мир», а также по русскому и белорусскому языкам) вместе с тетрадями завесили 1,5 кг. Дневник, пенал с ручками, карандашами и фломастерами, книга для дополнительного чтения потянули еще на 0,5 кг. То есть в сумме уже 2 кг. К этому добавились вода и вафелька — плюс примерно 0,4 кг.

Ксения, 8-й класс. В расписании — математика, русские язык и литература, белорусский язык, история Беларуси и химия. Содержимое рюкзака, состоящее исключительно из учебных принадлежностей, оказалось в сумме 3,1 кг.

Данил, 10-й класс. Семь уроков в день, в этот раз — английский язык, белорусские язык и литература, всемирная история, физкультура, математика, биология. Общий вес учебников, тетрадей и пособий составил 4 кг. Плюс пенал (три ручки и карандаш) — около 100 г. Это без учета физкультуры, от которой парень оказался освобожден. Иначе пришлось бы нести еще спортивную форму с кедами. Из дополнительных вещей — 0,5 л воды.

Теперь сами сравните полученные результаты с установленными нормативами. Не нужно быть великим математиком, чтобы увидеть: реальный школьный рюкзак получается тяжелее, чем предусмотренный официальными документами. В среднем звене, правда, масса получилась наиболее близкой к идеалу. А вот у малышей и старшеклассников конкретный перевес, даже если убрать все «лишнее» — например питьевую воду.

Масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без веса ранца или рюкзака) должна быть не более: 1,5 кг для учащихся 1 — 2-х классов; 2 кг для 3 — 4-х классов;2,5 кг для 5 — 6-х классов; 3 кг для 7 — 8-х классов; 3,5 кг для 9 — 11-х классов. Такие требования для учреждений общего среднего образования сейчас действуют в Беларуси.

Как решить задачу 

Частично возможность разгрузить рюкзак младших школьников предусмотрена на законодательном уровне. В частности, в Постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. №206, касающемся утверждения санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», оговорено, что в помещениях для 1 — 4-х классов должны быть созданы условия (установлены шкафы или индивидуальные ячейки) для хранения принадлежностей для занятий по трудовому обучению, изобразительному искусству, книг для дополнительного чтения. А у первоклассников — даже для учебников и учебных пособий. Если у вашего ребенка дела обстоят иначе, вы вправе обратиться к руководству учреждения образования, чтобы ситуацию исправили. Обычно в кабинетах начальной школы отводится и место для хранения сменной обуви. Старшеклассникам же ее зачастую предлагают хранить в гардеробе.

На этом официальные предложения заканчиваются. А проблема остается. Во-первых, тяжелый рюкзак нести непросто, а во-вторых, если сам школьник мелковат и слабоват, то увесистый портфель может негативно повлиять на осанку. Поэтому в семьях решают задачу, как могут. В младших классах чаще всего нагрузка перекладывается на плечи взрослых. Старшеклассники же обычно стараются договориться (самым недогадливым идею могут подсказать родители) и разделить нагрузку с соседом по парте: белорусский язык и математику берет один, а литературу и химию — другой. Благо педагоги, как правило, воспринимают это нормально и не требуют, чтобы у каждого школьника был отдельный учебник. Во всяком случае, те преподаватели, которых я опросила (а это учителя как из Витебска, так и из райцентров), сказали, что не видят проблемы, если дети приносят лишь одну книгу на двоих. Рассказали мне и еще один лайфхак — правда, он подходит только для сельских школ с небольшим количеством учеников. Там иногда выдают два комплекта учебников, один из которых постоянно хранится в школе. И носить ничего не надо.

Есть еще один важный момент, на котором заостряют внимание классные руководители. Взрослым членам семьи стоит иногда проверять вместе со своими детьми содержимое школьных рюкзаков, чтобы убрать оттуда ненужные вещи. Ребята помладше порой пытаются захватить с собой на уроки игрушки и сладости (причем не одну вафельку, а полкило конфет). А некоторые школьники постарше то ежедневно тянут в папке всю стопку имеющихся тетрадей (объясняя: «Зато ничего не забуду!»), то просто забывают выложить вчерашний учебник. То есть, что называется, создают дополнительные проблемы сами.

Ну а если все вышеперечисленные способы сделать портфель легче вам не подходят, остается терпеть и ждать, когда учебники станут тоньше. Или же срочно учиться договариваться с одноклассниками.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны