Победитель областного этапа конкурса «Учитель года» Дмитрий Мороз рассказал о секретах профессиональной деятельности

Печать

К многочисленным наградам учителя трудового обучения СШ № 2 Верхнедвинска имени Героя Советского Союза Н. Троян Дмитрия Мороза в этом году добавилась победа на областном этапе профессионального конкурса «Учитель года Республики Беларусь».

У Дмитрия Николаевича высшая квалификационная категория, фундамент профессии он заложил в школе и Полоцком государственном университете. Первую окончил с серебряной медалью, в вузе немного не дотянул до «красного» диплома. Активно занимался научной деятельностью, принимал участие в научных студенческих конференциях. Но работать захотел в школе: нравилось преподавать информатику, за которой видел широкие перспективы. Вернулся на малую родину, правда, учительствовать довелось недолго. Призвали на службу в армию, после которой пришлось осваивать трудовое обучение, в преподавании которого нуждалась школа.

Учреждение образования, где преподает талантливый педагог, признано школой будущего. Оно стало одним из первых в области, ведь здесь были созданы все условия для развития детей, для творческой работы педагогов. Самым современным считалось и его техническое оснащение для овладения учащимися трудовыми навыками. Ручной и электрический столярный и слесарный инструмент, новые станки для обработки дерева и металла, 3D-принтер, лазерный гравировальный станок по дереву и металлу, фрезерно-гравировальный станок, современные токарные и сверлильные станки – оборудование, о котором во многих других школах только мечтали, ученики уже успешно осваивали.

– В столярной и слесарной мастерских провожу уроки с применением проектной, игровой методик, информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления, – говорит учитель. – Это не только делает учебные занятия современными, актуальными и эффективными, но и позволяет добиваться результатов в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Обучение начинаю с малого. Те, кто впервые пришел на уроки, проходят сначала теоретическую подготовку – учатся читать чертеж. Затем уже сами делают его и технологическую карту, и только потом переходят непосредственно к изготовлению изделия.

Одновременно с теорией начинается практика по принципу от простого к сложному. И первой поделкой, сделанной своими руками, обычно становится игрушечная деревянная машинка. А к выпускному балу дети уже сами способны изготовить декоративный мостик и сруб для колодца, почтовый ящик, столик и даже несложную мебель.

– Уроки трудового обучения позволяют ученикам знакомиться с разными профессиями, в том числе дизайнера, инженера, плотника, столяра. А практические навыки развивают творческие способности и, что не менее важно, всегда пригодятся в жизни, – рассказывает Дмитрий Николаевич.

Кроме уроков, Дмитрий Мороз ведет занятия в объединениях по интересам. Он помогает мальчишкам и девчонкам изучать Правила дорожного движения, безопасного образа жизни. В клубах «Юный инспектор движения», «Юный спасатель-пожарный» дети моделируют ситуации и учатся решать их.  В «Метком стрелке» набивают глаз и руку в попадании по целям. Для обучения первичным навыкам стрельбы из пневматической винтовки используют электронную мишень.

Но особенно популярны у ребят  занятия по техническому моделированию, робототехнике. Им хочется освоить работу на современных станках с числовым программным управлением: лазерно- и фрезерно-гравировальном и 3D-принтере, с помощью конструктора LEGO MINDSTORMS EV3  своими руками создать объемные модели, конструировать и программировать роботов и управлять ими.

Такая учеба приносит свои плоды. Уроки трудового обучения, считает учитель, идеально интегрируются с химией, физикой, математикой и информатикой, черчением. Осуществление метапредметных связей формирует у ребят более целостное понимание происходящих в природе процессов, привлекает к участию в учебно-исследовательской деятельности. Дети выходят в самостоятельную жизнь подготовленными с трудовой точки зрения, не боятся рабочих профессий, где есть простор для фантазии, творчества, рационализаторства.

– Перспектива у моего предмета есть, и мой труд востребован. Еще никто не пожалел, что чему-то у меня научился, – уверен   Дмитрий Николаевич.

Александр ОЗЕРСКИЙ.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны