От чего зависит имидж учителя?

Печать

В педагогике, как и в любой сфере, профессиональное становление и материальное благополучие приобретаются со временем. Но хочется, конечно, чтобы процесс не слишком затягивался. Недавно этот вопрос обсуждался на совещании у Президента Республики Беларусь. Александр Лукашенко заявил: «Если у учителей не будет достойного статуса и зарплаты, государство потеряет лучшие кадры». Как обстоят с этим дела на Витебщине?

o-TEACHER-2-facebook

Знакомые, которые в свое время бросили учительство и ушли в другую сферу, рассказывают, что желание работать в школе зависит не только от величины зарплаты. Порой молодые специалисты не находят общего языка с руководством учреждений образования. У кого-то не складываются отношения в коллективе. Взаимное непонимание заканчивается конфликтами, разочарованием в профессии и в конце концов уходом. К счастью, это скорее исключение, чем правило. Есть немало примеров, как благодаря наставничеству и заботе руководства за считанные годы из вчерашних студентов вырастали грамотные, креативные, а главное влюбленные в профессию педагоги.

Еще одна специфика современной школы – преобладание женщин. Мужчин-педагогов в учреждениях образования Витебщины вряд ли больше 10%. По мнению психологов, гендерный дисбаланс в учительской среде негативно влияет на воспитание молодежи – затрудняет формирование мужских черт характера, сказывается на модели поведения, дисциплине и так далее. Но факт остается фактом. Большинство мужчин-педагогов, бросивших преподавание, во главу угла ставят заработную плату. С другой стороны, ведь и Москва не сразу строилась: профессионализм с достойной зарплатой приходят не сразу. Да и нельзя все переводить в дензнаки.

Именно так считает депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, заслуженный работник народного образования Беларуси Михаил Волков.

- В нашей профессии имидж в первую очередь создает сам педагог своим трудом, - убежден Михаил Николаевич. – Когда учитель состоялся, заработал авторитет, будет и более-менее достойная зарплата.

По мнению депутата, плохо влияет на имидж профессии даже не столько вопрос зарплат, сколько загруженность педагогов дополнительными функциями. Речь идет о посещении неблагополучных семей и массовых мероприятий, дежурствах и выверках микрорайонов, составлении различных отчетов и так далее. Что касается зарплат, то неплохим подспорьем могут стать платные услуги, которые сегодня внедрены во всех учреждениях.

1453209457407111379931238083154

- Проблема в том, что учитель, у которого даже на платной основе хотят заниматься дети, получает за час работы в 3-4 раза меньше, чем бы он заработал в качестве репетитора, – говорит Михаил Волков. – Это снижает мотивацию к поиску новых форм работы, совершенствованию методики. Впрочем, отрадно, что все равно в наших школах много талантливых педагогов, которые работают с душой и настроем, достигают высоких результатов.

Начальник управления образования облисполкома Дмитрий Хома считает, что в последние 5-7 лет статус учителя в обществе растет и желающих связать свою жизнь с воспитанием и обучением детей меньше не становится.

- Профессия педагога будет востребована всегда, – убежден Дмитрий Леонидович, – к тому же у подающих надежды специалистов есть хорошие перспективы. Главное – любить свое дело и понимать, что материальное благополучие не сразу дается. Наши педагоги сегодня имеют стабильную зарплату, социальные гарантии. При всех сложностях в экономике система образования Витебщины уже второй год подряд держит высокую планку по уровню доходов педагогов. Средняя зарплата педагогических работников области за январь-июнь составила 6 млн неденоминированных рублей (у учителей – 6,4 млн). По этому показателю область на втором месте в республике после Минска.

О спросе на профессию свидетельствуют и итоги вступительной кампании в ВГУ имени П. Машерова, где большинство специальностей традиционно связаны с образованием. Ответственный секретарь приемной комиссии вуза Андрей Лукомский сообщил, что университет выполнил контрольные цифры приема абитуриентов на бюджетные места, дополнительный набор не потребовался. На дневном отделении бесплатно будут обучаться стали 445 человек, на заочном – 220. При этом 11 медалистов на льготных условиях поступили на педагогические специальности без экзаменов.

В этом году в ВГУ, например, пользовался популярностью ряд специальностей на биологическом факультете. Конкурс на место – 2,1, проходной балл – от 211 до 221. На педагогическом конкурс – 1,6, а проходной балл – от 213 до 218. Чтобы стать учителем истории и обществоведческих дисциплин, нужно было набрать на ЦТ 245 баллов. Учителем физкультуры – 217 и дополнительно сдать внутренний экзамен. Высок проходной балл был для будущих психологов – 262. Те, кто не поступил на бюджет, готовы учиться платно – на биофаке из-за этого получился конкурс 1,1 человека на место, на педфаке 1,4, на факультете социальной педагоги и психологии – 1,2.

В завершение хочется вернуться к тому, с чего начал: имидж профессии учителя зависит не только от денег и государственных преференций, а прежде всего от опыта и желания совершенствоваться самого учителя. Чем больше в наших учреждениях образования талантливых и преданных профессии педагогов, тем выше их статус в обществе.

Поделиться новостью в социальных сетях:


Подпишись на Витебские Вести в Telegram
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны