Автор: . Дата создания:

О прогнозе востребованных на рынке труда навыков и компетенций, о нестандартных моделях занятости и новом понятии "микродиплом" мы побеседовали с проректором по научной работе Витебского государственного технологического университета доктором экономических наук, профессором Еленой Ванкевич.

- Елена Васильевна, что сейчас больше всего влияет на развитие рынка труда в стране?

- Прежде всего - цифровизация экономики и ее глобализация. Многие рабочие места под влиянием автоматизации исчезают и одновременно создаются новые, что усиливает их поляризацию. Появляются нестандартные модели занятости: проектная работа, фриланс, трансграничная работа, онлайн-услуги по ИТ, финансам и др. Параллельно реже применяются традиционные формы занятости. Эти процессы сопровождаются изменением структуры национальной экономики - сокращается доля промышленности, растет сектор услуг.

Доказано, что чем выше доля промышленности в структуре национальной экономики, тем больше риск автоматизации. Глубокие структурные изменения экономики и цифровизация обусловливают постоянное и стремительное обновление требований к навыкам и компетенциям. В ближайшие пять лет 40% основных навыков нынешних работников будут изменены. Если сегодня соотношение человеческого труда к машинному в среднем составляет 2:1, то к 2025 году оно станет 1:1. В этих условиях важно иметь прогноз востребованных на рынке труда навыков и компетенций. Он - основа для принятия решений при выборе направлений и специальностей подготовки, содержания учебных планов и программ, организации опережающего повышения квалификации и переподготовки сотрудников.

Кроме того, на рынок труда влияет глобализация экономики. Она формирует его открытость и расширяет возможности для мобильности рабочей силы. Беларусь относится к группе стран с малой открытой экономикой, на ее рынок труда влияют внешние обстоятельства. Наши предприятия конкурируют с зарубежными и потому должны производить конкурентоспособный товар. В этих условиях производительность труда и квалификация персонала приобретают первостепенное значение. А у нас результирующие показатели экономической эффективности занятости (производительность труда, измеренная по ВВП на одного занятого, реальная заработная плата), несмотря на рост, невысоки по сравнению с другими странами.

Беларусь входит в группу государств с очень высоким уровнем человеческого развития (в 2020 году - 53-е место среди 189 стран), а по субиндексу в области образования ("ожидаемая и реальная продолжительность обучения") занимает позиции, сопоставимые с уровнем стран с очень высоким индексом человеческого развития. Но при этом показатель ВВП на душу населения по паритету покупательской способности у нас ниже значения постсоветских республик, а также России и Казахстана.

"Международные исследования свидетельствуют, что обладатели востребованных навыков имеют больше шансов получить вакансию и стать высококвалифицированными работниками, вне зависимости от уровня их образования и приобретенной профессии".

- Насколько в такой ситуации важна переподготовка кадров, обучение по востребованным на рынке труда профессиям?

- Концепция обучения в течение всей жизни давно вошла в нашу практику. С учетом современной динамики устаревания знаний специалист должен повышать свою квалификацию, обновлять знания не реже одного раза в три года. Однако, по статистике, в нашей стране около 10% работников проходят повышение квалификации в течение года, то есть обновление знаний происходит раз в 10 лет.

Кроме того, мы отмечаем, что нехватка необходимых навыков стала главным препятствием развития бизнеса. Поэтому в дополнение к понятию "макродиплома" (диплома о специальности и квалификации) появилось понятие "микродиплома" (свидетельства о полученных или имеющихся навыках и компетенциях). Произошел переход от оценки диплома об образовании к оценке микродипломов, комбинация которых формирует новые профессии для предприятия, а для работника - уникальность. Это смещает акцент с получения востребованной профессии на получение комплекса востребованных навыков. И это уже задача не только организации, но и человека. Постоянное добавление к уже имеющимся навыкам новых расширяет его возможности на рынке труда.

- Почему, на ваш взгляд, такие высокообразованные специалисты не приносят соответствующего результата?

- Причины находятся в плоскости рынка труда. Количественные индикаторы системы образования не соответствуют его запросам. Высокий уровень занятости, низкий и снижающийся уровень безработицы, большое количество отработанных часов в год свидетельствуют о том, что Беларусь исчерпала возможности роста за счет увеличения предложения труда. Нужен другой источник роста - инновации. Они предполагают обучение, приобретение новых навыков и компетенций, то есть качественные изменения в предложении труда.

У нас на рынке труда сложился устойчивый дефицит навыков и компетенций: в 2020 году только у 61,6% занятых выполняемая работа соответствовала полученной квалификации, у 38,4% - не соответствовала, а у 17,4% соответствовала уровню полученной квалификации, но была не связана с ней. Несоответствие навыков может проявляться как избыток или недостаток образования, как отсутствие кандидатов с нужной квалификацией, как устаревание знаний и прочее.

В современных условиях изменения и ограничения спроса нивелируются возросшей мобильностью рабочей силы, расширением использования нестандартных форм занятости и неформальной занятости.

Ангелина СВЕТЛОВА, газета "7 Дней".