Автор: . Дата создания:

Ни для кого не секрет, что большую часть времени человек проводит на работе. И в этом аспекте давайте ответим на вопрос: «Как важно заниматься любимым делом?» Как важно с радостью не только ходить на работу, но и достигать определенных высот, совершенствуя, изменяя свой уровень мастерства. Ведь это придает эмоциональные силы и делает человека более удовлетворенным своей жизнью, следовательно, более стрессоустойчивым и стабильным.

К большому сожалению, попадая на рынок профессий, некоторые молодые специалисты разочаровываются в своем выборе и ищут варианты трудоустройства не по профессии. И тогда этот вопрос становится не только личностный, но уже и государственный. Экономический ресурс, потраченный на подготовку такого специалиста, в итоге был потрачен зря, как с позиции затрат на бюджетное обучение, так и с позиции оставшегося вакантного места в данной сфере.

В этой связи важно с ранних лет окунуть подрастающее поколение в мир профессий. Современная система образования способна помочь раскрыть профессиональные задатки с раннего возраста. В дошкольных учреждениях элементы профориентационных занятий включены в комплекс общих развивающих занятий. Именно в этом периоде ребенок начинает представлять себя воспитателем, поваром, водителем… Примеряя эти профессиональные роли, анализируя свои ощущения, проигрывая их со сверстниками, дети начинают понимать личную значимость профессии. Думаю, именно здесь должна уже начинаться первичная профориентационная работа.

В начальной школе ребятам уже предоставляется возможность самостоятельно анализировать содержание профессий посредством работы на внеклассных уроках.

Конечно, хотелось бы более активного участия родителей на этом этапе, ведь правильный профессиональный выбор их ребенка, — это возможность реализоваться в профессии, получать радость и удовлетворение от трудового процесса.

Учреждения образования включают учащихся в экскурсионную профориентационную деятельность, организуя знакомство с учреждениями и предприятиями, проводят встречи с представителями тех или иных организаций в стенах школы. Однако данная работа требует систематичности, разнообразия форм и включенности непосредственно самих нанимателей для формирования заинтересованности данной профессией.

Для обучения грамотного специалиста в стены университета должен прийти мотивированный абитуриент. Тот, который понимает сущность профессии и представляет себя в ней. Сегодня ВГУ им. П. Машерова прилагает максимум усилий для создания возможности раскрытия не только специальностей вуза, специфики обучения, но и сути получаемой профессии. В этом направлении проводятся экскурсии, встречи с ведущими специалистами отрасли, применяются и другие интерактивные формы работы.

Важной составляющей является возможность ребенка посещать «Школы юных», организованные на подготовительном отделении нашего университета. В 2021 — 2022 учебном году свою деятельность осуществляли пять школ (школа юных любителей иностранных языков (китайский), программистов, химиков-биологов, криминалистов, психологов), которые можно выделить как наиболее востребованные. Однако спектр шире: школа юных историков, архитекторов и др.). Это возможность погрузиться в практико-ориентированное обучение, прочувствовать профессию, узнать все ее разнообразие.

Деятельность «IT- академии» позволяет школьникам научиться азам программирования и узнать больше об этой профессии. И стоит отметить, что, первоначально открывая академию, основными посетителями были учащиеся 6 — 7-х классов. Сегодня есть группы, начиная со 2-го класса. Это свидетельствует об интересе и востребованности данного направления. И, кроме того, более раннее погружение в специфику специальности позволит быстрее понять склонности и способности, желание и возможности ребенка к освоению выбранного направления.

Образовательный центр «АРТ-академия квадрат» предлагает развить свои навыки в творческих профессиях. Художники, дизайнеры, декораторы могут найти себя в образовательных программах.

Склонность к педагогическим профессиям можно проверить посредством посещения факультатива «Введение в педагогическую профессию». Сегодня такой межшкольный факультатив организован на базе университета, и первые учащиеся завершили учебный год. Такие учащиеся углубленно изучают специфику педагогической профессии и в последующем имеют возможность получения льготы при поступлении на первую ступень высшего образования (без вступительных испытаний, сдав собеседование).

Важно, что все предложенные формы профориентационной работы являются не столько теоретизированными, сколько направленными на практическое раскрытие той или иной профессии, включают в себя и встречи с известными профессионалами своего дела, и посещение основных предприятий и учреждений, и участие в конкурсах и т. д.

Секрет успеха — в родительском внимании

Чтобы определить, к чему лежит душа ребенка, родителям необходимо наблюдать, в какие игры он любит играть с раннего детства и какие виды деятельности выбирает в дальнейшем своем развитии. Важно обратить внимание на процесс обучения в школе, а именно какие предметы в изучении даются легко. Здесь поможет и консультация психолога, который определит уже с семи лет активное полушарие головного мозга, что покажет предрасположенность к логическому мышлению или к творческому мышлению ребенка. Уже с 13 лет по школе Климова можно определить сферу профессиональных интересов, и это поможет в будущем выбрать профессию по душе. Сознание современных детей расширено на планетарное восприятие мира!

Сейчас молодежь при выборе профессии ориентируется на качественный стиль жизни, и здесь очень важно понимать и знать о своих талантах и перспективах их реализации! Поэтому, чтобы работа в будущем стала любимой, нашим детям нужны возможности выбора в углубленном изучении любимых предметов в условиях профильных классов и возможность открывать свои способности и таланты!

Урок в вузе

Создание профильных классов позволяет организовать образовательный процесс старшеклассников, учитывая как интересы и способности учащихся, так и потребности общества и государства. Именно профильные классы обеспечивают реализацию дифференциации и индивидуализации обучения, а также позволяют преодолеть разрыв между средней и высшей школой, воплощая в жизнь принципы непрерывного образования. Таким образом, очевидно, что сама идея создания профильных классов хороша и своевременна.

Особенно значимым стало создание профильных классов, в основу которых положена проектируемая профессия. Сегодня появились классы педагогической, спортивно-педагогической, аграрной, военно-патриотической направленности. Обучение в таких классах способствует не только формированию у учащихся необходимых знаний и умений, но и позволяет выявлять и развивать личностные качества и ценностные ориентации, обоснованные спецификой будущей профессиональной деятельности. Особенно важно, что создание таких профилей напрямую связано с решением задач социально-экономического развития страны.

Однако возникает вопрос о том, как и насколько эффективно идея профильного обучения реализуется на практике?

Учащиеся профильных классов профессиональной направленности изучают отдельные учебные предметы на повышенном уровне и обязательно осваивают учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности. Например, учащиеся педклассов изучают факультативный курс «Введение в педагогическую профессию», к которому разработан целый комплекс учебно-методического обеспечения (учебные программы, пособия для учащихся, методические рекомендации для учителей).

Казалось бы, все продумано и идея профилизации обучения должна сработать. Однако не все получается так, как хотелось бы. В 2020 — 2021 учебном году в Витебской области функционировали 54 педагогических класса, в которых обучались около 500 старшеклассников. Вместе с тем в 2021-2022 учебном году на педагогические специальности в ВГУ им. П. Машерова пришли немногим более 20 человек. Выходит, что продуктивная идея где-то дала сбой, профориентационная функция профильного обучения не сработала.

Одной из причин происходящего может являться недостаточная подготовка учителей к такой работе. Возникла мысль о том, что факультативные занятия профессиональной направленности могут быть организованы на базе университетов, и к такой работе важно привлекать опытных преподавателей педагогики и психологии. Так, на базе ВГУ начали проводить факультативные занятия для учащихся разных профилей обучения по курсу «Введение в педагогическую профессию». Такая форма работы создает условия для осознанного выбора профессии учителя дополнительным контингентом учащихся, привлекает абитуриентов к педагогическим профессиям, обеспечивая их предусмотренными для педагогических классов льготами при поступлении в университет.

Еще одной проблемой является то, что часто педагогическая профилизация осуществляется без учета предметной специфики. Известно, что при появлении в школе нового учителя учащиеся первым делом задают вопрос: «Какой предмет он ведет?» Такой вопрос определяется тем, что основной организационной формой обучения всегда был и остается урок. Кроме того, особенно остра сегодня потребность в учителях отдельных специальностей — физики, математики, информатики.

Следовательно, очень важно, чтобы учащиеся педагогических классов осуществляли профессиональные пробы не только при работе с учащимися начальных классов и при подготовке внеклассных мероприятий, но и на уроках.

Понятно, что составленные учащимися тестовые задания или демонстрируемый опыт не будут соответствовать всем методическим требованиям. Здесь важно не это, необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся педагогических классов попробовали свои силы в работе учителя-предметника. Огромные возможности для этого представляют курсы факультативных занятий по учебным предметам, например, рекомендованный национальным институтом образования курс «Старт в методику обучения химии с информационно-коммуникационными технологиями» для 10 — 11-х классов.

Таким образом, только всесторонний анализ результатов профильного обучения позволит реализовать его продуктивные идеи в полной мере.