Автор: . Дата создания:

Количество торговых площадей на каждого жителя Витебска зашкаливает. Цифры по выполнению социальных стандартов не только выполняются, но и рванули далеко вперед и галопом скачут дальше. Но… площади еще не аргумент, что в нашей торговле все так гладко. Какой товар и сколько его в наличии? Вопрос актуальный для рядовых покупателей. Давайте разберемся, что скрывается за броскими вывесками торговых центров и все ли они отвечают покупательским запросам?

В Витебской области, по данным Торгового реестра Республики Беларусь, функционируют 80 торговых центров площадью 214 тыс. кв. м, в которых размещается свыше трех тысяч торговых объектов. Больше всего ТЦ в Витебске — 26 с торговой площадью 114 тыс. кв. м, где предлагают свои услуги 1,9 тысячи объектов торговли.

Брендов много – товара мало 

При большом обилии товара в брендовых магазинах, которые располагаются на площадях ТЦ, попробуй еще отыскать что-то нужное! Элементарную летнюю кепку, скажем. В одном из фирменных магазинов летняя из белого джинса с небольшой эмблемой продается за… 90 руб. Наверное, есть ценители и знатоки добротных вещей, которые готовы выложить баснословные деньги за летнюю кепку, но что могут предложить ТЦ покупателю с усредненным достатком? Или вещь, усыпанную стразами, которые годятся для подростков, или обычную, без изысков, но за большие деньги.

В последнее время сталкиваюсь с проблемой, где купить самое простое. Те же комнатные тапочки, только не сшитые на скорую руку сомнительными производителями, реализующими свои изделия во многих торговых объектах в ТЦ, а модные, добротные, с небольшим каблучком, где строчки не пляшут и подошва надежная, не развалится на первом месяце носки. Что касается отечественной обуви для дома, то моделей на свой вкус не нашла, хотя добротные, вопросов нет. И так что ни возьми. Не говорю об одежде. Если и найдешь подходящую модель, то обязательно возникнут вопросы к длине, цветовой гамме, качеству ткани. Одна знакомая обошла все ТЦ, что на слуху у витебчан, в поисках ночной сорочки. Не поверите, не купила. «Привереда!» – скажет кто-то. Товара в фирменных магазинах – пруд пруди, на любой цвет и вкус! Но, когда смотришь на завешанные одеждой магазины, возникает вопрос: «Кто это покупает?»

 

В поисках нужной вещи нужно побегать 

Чтобы читатель не подумал, что проблема надуманная, мы решили провести опрос среди витебчан, чтобы выяснить, где они совершают покупки и устраивают ли их торговые центры?

Милана, 25 лет: 

– Я переехала в Витебск из столицы, поэтому знаю, что такое торговые центры, по которым можно ходить целый день, и времени не хватит все обойти – столько там торговых объектов и брендовых магазинов. Товара действительно на любой вкус и кошелек. В Витебске посетила «Грин», «Трио», «Марко-Сити». Честно скажу, товара маловато, выбор небольшой. Чтобы приобрести необходимую и нужную вещь, надо объехать не один торговый центр, что не очень удобно.

Светлана Петровна, 50 лет: 

– После болезни прибавила в весе. И сразу возникла проблема с гардеробом. Изучила ассортимент торговых точек в ТЦ «Беларусь», «Грин», «Марко-Сити», «Эвиком», но необходимого товара моего размера – кот наплакал, модели устаревшие, утратили актуальность. Хотя, кажется, все ряды завешаны одеждой. Когда срочно нужно, а в наличии нет – прибегаешь к более затратному варианту. Вместе с подругой предприняла вояж на брестский рынок. И пускай это не близкий свет, зато одним махом поменяла практически весь гардероб, в котором сейчас будут и польские бренды, чего в Витебске, кроме остатков обуви, не сыскать. Цены там демократичнее, чем у нас. Довольные, с нужными покупками возвратились домой. Даже обидно, что при таком большом количестве торговых центров и других магазинов в Витебске приходится выступать в роли коробейников, чтобы обеспечить себя нужным товаром. А где индивидуальные предприниматели? Или им проще торговать китайским и таджикским ширпотребом?

 Татьяна Леонидовна, пенсионерка: 

– Из одежды сейчас мало что покупаю. Интересуюсь в основном спортивно-дачным ассортиментом. Для этого посещаю крытый Смоленский рынок. А иногда и ближайший к дому «секонд-хенд», где по большим скидкам приобретаю дачные капри и майки. Сезон относил – и выбросил, не жалко. Более добротный домашний комплект недавно купила в «Марк Формэль» по приемлемым для меня ценам. Здесь приобретают спортивные вещи и дети с внуками. Их устраивает соотношение цены и качества. Всегда посещаем эти магазины в универмаге и торговых центрах. Недавно совершила покупку в магазине Kari. Добротные осенние кроссовки, надеюсь, послужат не один сезон. А вот более легкую спортивную обувь присмотрела в ТЦ «Марко-Сити» фирмы «Марко». На очереди – летнее платье в пол из натуральной ткани. Опять же пойду на Смоленский рынок, есть там один роллет с нужным товаром. Считаю, что сегодня не проблема что-то купить, хотя для этого и приходится побегать по городу, проблема – в недостатке финансов.

Ольга,  гостья Витебска: 

– Я северянка, в Витебске лето меня застало врасплох. Срочно нужно было сменить джинсы на более легкие брюки или льняные штаны. Я хорошо изучила ассортимент торговых центров. Но подходящих брюк так и не нашла, хотя джинсов и изделий изо льна очень много. Решила проблему, обратившись в индивидуальном порядке на одно из витебских предприятий. За три дня сшили добротные, модных фасона и цвета льняные брюки – глаз не отвести, таких даже в фирменном магазине нет. Обошлись не дешево, но меня это устроило.

В последние приезды стала замечать, что и в витебских ТЦ большое засилье китайского товара. Тем не менее с собой домой всегда увожу огромные сумки с подарками – трикотажем белорусских производителей, в том числе и вязаные фабричные покрывала от фирмы «Полесье», – они у нас в тренде.

Каждому витебчанину – по ТЦ? 

На тысячу жителей Витебска приходится почти 900 кв. м торговых площадей при социальных стандартах 610 кв. м. Грубо говоря, на каждого витебчанина приходится чуть меньше квадратного метра торговой площади. Хороший показатель, считают в управлении торговли и услуг горисполкома. С учетом того, что ТЦ открываются с завидным постоянством, скоро у каждого жителя города будет свой торговый центр.

Из крупных, открывшихся только за несколько месяцев текущего года, – 2-я часть ТЦ «Трио» фирмы «Омега» на 5,6 тыс. кв. м и гипермаркет «Материк» на 10 тыс. кв. м. И хотя последний к ТЦ не относится, по наполненности и разно­образию ассортимента строительной направленности – 60 тысяч наименований – аналогов ему в Витебске нет.

– Время диктует свои требования и подходы в предоставлении торговых услуг покупателям, – подчеркнул директор «Материка» Олег Мороз. – У нас можно приобрести все что душа пожелает для обустройства квартиры, дома, дачи и территории вокруг, сада, огорода. Мы предлагаем самые актуальные и востребованные товары, популярные решения в дизайне, формируем вкусы у покупателей, идем на шаг впереди, поскольку знаем, что в тренде.

Честно скажу: по такому подобию мне видятся и торговые центры. Но, увы. Большинство хозяев ТЦ в Витебске, а некоторые владеют несколькими объектами, волнует один вопрос: сдать в аренду площади, чтобы они не пустовали, и получать прибыль. А кто торгует и чем – вопрос для них десятый, главное, чтобы арендаторы были платежеспособными. В связи с этим многие ТЦ вместо промышленных товаров стали продавать продовольственные. Как пример – ТЦ «Европа», на площадях которого сейчас магазины «Копеечка», разные объекты мелкой розничной торговли и услуг для населения.

Значительные перемены произошли и на «Эвикоме». Три года стояли свободные площади после того, как некоторые ИП не выдержали конкуренции и отказались от торговли. Сейчас здесь появился детский развлекательный центр. На месте магазина бытовой техники на первом этаже разместился «Магазин одной цены», на месте рыбного зала – Fix Рricе. Есть еще незанятых 600 кв. м.

– Право на аренду площади получают арендаторы через аукцион, сведения о котором размещаются на сайте «Витебск­облимущества». Безусловно, востребованность тех или иных услуг со временем меняется. Этим и можно объяснить метаморфозы, когда с арены уходят одни, а им на смену приходят другие, – пояснил директор ТЦ «Эвиком» Юрий Сидоренко.

В год пандемии, казалось, могли бы разориться многие владельцы ТЦ. Ан нет. Среди крупных игроков на рынке – ЧТУП «МегаЕвротекс», имеющее около десятка ТЦ и столько же административно-деловых центров.

– Спасает многопрофильность объектов. Кто-то специализируется на стройматериалах, как «Энергия», где-то появились развлекательно-оздоровительные объекты, что востребовано и модно. Среди арендаторов немало владельцев сетевых магазинов, таких как «Копеечка», Fix Рricе, «Остров чистоты и вкуса», которые открываются в разных ТЦ. Впрочем, мы рады любому арендатору, – пояснила заместитель директора предприятия Людмила Хоревко.

– Мы не управляем работой ТЦ, не навязываем владельцам арендаторов, это в их компетенции. Любая торговля – это хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли. Коль ТЦ открываются, значит, это кому-то выгодно и нужно. Главное, чтобы владельцы соблюдали правила торговли и не нарушали установленное законодательство, в частности, при возведении ТЦ не шли вразрез с генеральным планом застройки города. Хочу заметить, что на площадях ТЦ немало брендовых магазинов отечественного производства, таких как «Белвест», «Милавица», «Світанак», «Марко» и другие, – прокомментировала заместитель начальника главного управления торговли и услуг облисполкома Наталья Елисеева.

Кстати, вскоре в Витебске откроется очередной ТЦ в районе вокзала. Этот долгострой принадлежит ОДО «Вест-Ост».

Что новенького он предложит витебчанам? Или это будет такой же, как и многие другие, ТЦ, где глаза разбегаются, а выбрать нечего?

Фото из открытых источников.