Автор: . Дата создания:

Год исторической памяти в Беларуси проходит под знаком сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа. О том, какие события мы должны помнить, как не допустить фальсификации исторической правды, как помочь подрастающему поколению сохранить правильную историческую память, корреспонденту БЕЛТА рассказал заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени исторического факультета Белорусского государственного университета доктор исторических наук, профессор Владимир Кошелев.

- О каких событиях и фактах мы должны вспомнить в Год исторической памяти?

- При всей кажущейся простоте этот вопрос очень и очень сложный. Потому что с исторической памятью в последнее время возникли определенные вопросы. Привычные для большей части населения исторические факты стали подаваться в непривычной интерпретации. Все чаще под сомнение ставятся самые важные в истории нашей страны, нашего Отечества исторические факты. Добрались даже до искажения Великой Отечественной войны. Между тем это последний рубеж, его надо защищать изо всех сил и никому не отдавать. Конечно, Великая Отечественная война - это героическое и в то же время трагическое событие. Целенаправленное подчеркивание каких-то неудач, нарочитое абсолютизирование их создает искаженный образ борьбы нашего народа, всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков и их союзников - почти всей Европы. Поэтому я считаю, что сердцевина исторической памяти - это Великая Отечественная война. Но не только. Есть целый ряд других событий, которые мы должны освещать с точки зрения белорусской государственности, которая является неотъемлемой частью естественного процесса формирования государственных образований на территории восточных славян - трех народов: белорусского, русского и украинского.

Есть много других событий, которые мы должны помнить. Это прежде всего советский период нашей истории. Ведь это триумфальная страница не только нашей истории, но и всего человечества. Именно достижения этого периода не могут нам простить высокомерные господа коллективного Запада. Чем была огромная царская Россия? В целом экономически слаборазвитая страна, с большой численностью неграмотного населения. И во что она превратилась за годы советской власти? В крупнейшую высокоразвитую во всех отношениях страну, на которую смотрел весь мир. Во многих сферах науки и экономики она практически не имела себе равных. Вот этого и не могут нам простить. Именно поэтому мы должны изучать этот период нашей истории при всех его достоинствах и недостатках.

И, конечно же, мы должны изучать формирование белорусской государственности, точнее даже ее создание в новом формате. Здесь можно увидеть некое противоречие. Иногда спрашивают: "Если ты высоко ценишь советский период, то как быть с Беларусью? Ведь она как суверенное государство возникла именно после распада Советского Союза". Это неправильный подход. Белорусская государственность существовала и в советский период. Естественно, она была ограничена, как и многие другие республики, существовавшие в рамках Советского Союза. Сейчас белорусская государственность существует в другой форме - как суверенная республика. И никакого противоречия нет, элементарная диалектика. Нам удалось сохранить свою независимость, свою историческую идентичность.

Кроме того, необходим исторически правильный подход к событиям 19 столетия в истории нашей страны. Есть и здесь болезненные точки. Начнем, скажем, с Отечественной войны 1812 года. По этому событию тоже велись споры. Отметим также польские восстания 1830-1831 годов, 1863 года, относительно которых велась порой изнурительная полемика. Что тут придумывать, что сочинять? Да, это были национально-освободительные восстания, но это были польские восстания. Обратимся в еще более позднее прошлое. В частности, никак не можем поделить наследие ВКЛ, а делить вроде и нечего. Не стоит забывать, что Великое княжество Литовское возникало как русское, то есть близкое для нас княжество.

- Как сохранить историческую память у подрастающего поколения?

- Вы делаете акцент на детях. Согласен, но параллельно я бы делал такой же акцент и на их родителях. Необходимо в равной степени просвещать всех: и детей, и родителей. Не может быть так, чтобы дети в школе получали одну информацию, а в родительском доме - совсем другую, зачастую противоположную. От этого ребенок оказывается в состоянии полной растерянности. В этой связи я бы посоветовал изучать печальный опыт Украины. Я приблизительно ориентируюсь в том, как в Украине изучали историю. Это нечто ужасное! Вы просто не представляете, какими мифами там пронизаны учебные пособия по истории.

Какие конкретно мероприятия нужны, чтобы молодежь хранила историческую память? Прежде всего необходимо нечто постоянно действующее, так сказать долго играющее. Например, нужно создавать научно-популярные книги. Их должны писать специалисты по отечественной истории, да и по всемирной также. Я специализируюсь по всемирной истории и в свое время пытался что-то подобное издавать - не берут. Частное издательство заинтересовано в той литературе, которая приносит больший доход. А можно было бы писать доступным языком про детей в годы Великой Отечественной войны, про их подвиги. Ведь сколько было юных партизан, подпольщиков. В наших учебниках об этом говорится, но яркой запоминающейся картинки не получается.

Помнится, в детстве, где-то в третьем классе, я прочитал книгу, в которой речь шла о школьниках, которые принимали участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Эта книга оставила неизгладимый след в моей жизни, и она, несомненно, формировала мою человеческую идентичность. Для меня война во многом воспринимается через призму этой книги.

Мероприятие приходит и уходит, а книга - с тобой наедине. Для детей надо писать небольшие книжечки - страниц 50-60, с интересными рассказами. И таким образом популяризировать не войну, а героизм. Такой литературы мало у нас, ее почти нет.

Система образования должна играть определяющую роль в процессе сохранения у молодежи исторической памяти. Не должно быть диспропорции между тем, что дети получают в школе, и тем, что они получают дома. А у нас уже произошла значительная поляризация. В последнее десятилетие усилилось влияние массовой западной культуры с ее далеко неоднозначными ценностями, например, это родители №1 и №2, это особые права меньшинств и так далее. Хочу подчеркнуть, что мы остаемся одним из последних форпостов, который стоит на пути всего этого.

Ведь многие не обращают внимания на то, что попираются природные ценности человека, идет очевидная деградация личности. Российский ученый Никита Моисеев, автор концепта "Ядерная зима", который позволил предупредить использование атомного оружия в период Карибского кризиса, сказал, что если подобная деградация будет продолжаться, то к концу столетия мы перейдем Рубикон, за которым будет не эволюция, а инволюция человека. Очевидно, внешне человек сохранится, но это уже будет что-то нечеловеческое по своей природе. И это происходит очень быстро.

- Помимо мероприятий, что еще необходимо для сохранения исторической памяти?

- Важно, чтобы Год исторической памяти не превратился в комплекс мероприятий. Пусть интересных, познавательных, но комплекс просто мероприятий, которые уйдут в небытие. Мне бы хотелось, чтобы этот Год исторической памяти превратился в годы исторической памяти, в настоящий Век исторической памяти. Чтобы это была постоянная целенаправленная работа, которую нельзя отдавать на откуп отдельным политическим силам, какими бы они ни были: хорошими или плохими. Государство должно играть здесь определяющую роль. Там, где идет откровенная фальсификация, ведь тоже "заботятся" об исторической памяти. Кто там играет первостепенную роль? Определенные политические силы проявляют инициативу и создают специальную инфраструктуру, которая занимается соответствующей подборкой и интерпретацией исторических фактов. В результате мы имеем дело с настоящей фальсификацией.

Самое главное, чтобы Год исторический памяти не перерос в кампанейщину. Это должно быть перманентное и привычное состояние нашего общества. Потому что из всех наук история является в известном смысле главной. Это не просто воспитание, идеология или знания. История - это важнейший инструмент управления обществом. Стоит вырвать один кирпичик, и все посыплется.

Надо усилить борьбу с фальсификацией истории. Особенно Второй мировой и Великой Отечественной войны. Если произойдет переформатирование восточноевропейского пространства, если один из важнейших бастионов традиций рухнет, я имею в виду Беларусь и Россию - Союзное государство, то через 10-15 лет будет уже совсем другая история Великой Отечественной войны. Возможно, не будет даже этого понятия.

БЕЛТА