Автор: . Дата создания:

Повышая свою мобильность, люди не должны забывать о безопасности своей и окружающих, считают в Госавтоинспекции Витебской области.

Число лиц, передвигающихся на велосипедах, электросамокатах, гироскутерах, моноколесах и сегвеях, в городах растет из года в год. С одной стороны, использование средств персональной мобильности (СПМ) соответствует современному тренду на экологичность и приверженность здоровому образу жизни. С другой — любители технических новинок часто забывают о правилах, хотя, по сути, являются такими же участниками дорожного движения, как авто-, мотолюбители и пешеходы. Особенно «преуспевает» в этом молодежь, рассекающая по тротуарам в часы пик на СПМ, способных разгоняться до 40 км/ч и выше.

— Самое важное качество на дороге — культура вождения. Неважно, чем управляет человек, главное — уважает ли при этом других участников дорожного движения. В противном случае он опасен не только для окружающих, но и себя самого, — сказал начальник управления ГАИ УВД облисполкома полковник милиции Михаил Дядичкин. — К сожалению, ПДД не успевают за техническим прогрессом, поэтому пока в них не прописаны нормы, касающиеся использования СПМ. Если велосипедистов мы можем наказать за нарушения, например, правил пересечения пешеходного перехода, то ребят, летящих по нему с ветерком на электросамокате, — нет. Правда, вскоре ситуация сдвинется с мертвой точки: запланировано внесение изменений в правила.

Безнаказанность развязывает руки самокатчикам и им подобным. Наверняка каждый горожанин сталкивался с ситуацией, когда приходилось шарахаться от ездоков, несущихся на большой скорости по улицам или во дворе. Однако опасаться стоит не только юнцов-лихачей, но и лиц постарше в нетрезвом состоянии, петляющих в толпе на велосипедах или электроскутерах.

— Только в середине сентября на дорогах Витебщины произошло несколько ДТП с участием велосипедистов. К сожалению, не обошлось без жертв. Так, одним из вечеров в Оршанском районе на трассе Копысь — Зубово — Леща мотоциклист совершил наезд на 54-летнего велосипедиста. Тот от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия. Со слов байкера, велолюбитель внезапно выехал на полосу встречного движения. Всего же с начала года произошло около 30 подобных аварий. В них 6 человек погибли, 23 были травмированы, — сообщил Михаил Александрович. — Причина трагедий не столько в отсутствии отдельных велодорожек, сколько в стремлении людей получить заряд адреналина при низком уровне вождения. Они приобретают мощные модели и, чтобы разогнаться, хотя в городе это делать запрещено, перемещаются с тротуаров на проезжую часть. Это не значит, что во всех авариях виновны любители СПМ, но их количество однозначно уменьшится, если они станут предусмотрительнее.

В справедливости этих слов корреспондент «ВВ» убедился, отправившись в рейд с начальником отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД подполковником милиции Александром Казючицем.

— Если раньше поклонников СПМ было раз-два и обчелся, то сегодня они на каждом шагу, — отметил Александр Константинович. — Даже велосипедисты, которые давно обязаны соблюдать ПДД, часто их игнорируют, хотя статей, которые они должны знать, как таблицу умножения, не так и много. Основное нарушение — пересечение проезжей части: на зебре велолюбители обязаны вести свое средство передвижения рядом с собой, а не ехать на нем. Также встречаются те, кто садится за руль в нетрезвом состоянии или выезжает с обочин на дорогу. Трезвые на первый раз могут отделаться предупреждением, а вот выпившим грозит штраф до пяти базовых величин.

За пару часов патрулирования территории вблизи Дворца спорта на проспекте Строителей офицер остановил несколько велосипедистов, не спешившихся на переходе. Двое начали оправдываться, что спешили, поэтому и действовали не по правилам. А вот третий пожаловался на несправедливость.

— Почему вы меня наказываете за неправильное пересечение проезжей части, а людей на устройствах с электродвигателем — нет? Их самокаты и скутера несут большую опасность для окружающих, — сокрушался мужчина.

Александр Казючиц сослался на действующее законодательство и посоветовал не пенять на других, а быть примером для них на дороге.

Кроме того, сотрудник ГАИ провел профилактические беседы с гражданами на СПМ. Предупредил, что их собираются приравнять к пешеходам, запретить передвигаться по улицам в состоянии алкогольного опьянения и на моделях с технически возможной скоростью свыше 25 км/ч. Посоветовал выбирать для поездок велосипедные дорожки и места, закрытые для движения транспорта: парки, скверы, дворы и специально отведенные для катания площадки. Рекомендовал быть предельно внимательными, обгоняя пешеходов, особенно детей, и держаться от них на безопасной дистанции.

Фото Эдуарда КАРОЛЕВИЧА