Автор: . Дата создания:

Скидку в обратную сторону мы увидели в одном из витебских магазинов: акционный ценник предлагал купить товар за 4 р. 53 к., вместо зачеркнутых 3 р. 59 к. А часто ли мы помним цену до и смотрим тот ли товар продается по скидке? Возникает вопрос: контролируется ли процесс проведения акций?  И на что нужно обращать внимание, приобретая товар?

Сегодня больше удивления вызывает отсутствие акций в магазинах, нежели их присутствие. Мы привыкли к выставленным посреди зала продуктам, большим буквам, знаку «%», красным, желтым и зеленым цветам, которые привлекают внимание и обещают экономию. Действительно выгодно покупать товар, который стоит дешевле. Однако зачастую современный потребитель в погоне за экономией, наоборот, тратит больше, приобретая товары, которые были не нужны.

Личное наблюдение

Как любой потребитель, я стараюсь купить качественный товар и по выгодной цене, поэтому постоянно обращаю внимание на акции. Однако бывают ситуации, когда приобретаю акционный товар, который в итоге, оказывается невыгодным. Почему так получается?

Например, ценник со скидкой находится под названием одного вида зефира, а на деле там лежит продукция другой марки. Или же скидка может быть, допустим, на печенье со вкусом вишни, а на витрине будет лежать такое же, но со вкусом клубники.

Заранее обойдя магазины перед «черной пятницей», я приметила несколько вещей, намереваясь купить по скидке. В итоге один из понравившихся мне свитеров имел скидочную цену такую же, как и днем ранее без акции. Теперь я обязательно сравниваю цены до скидки и во время.

И еще одно правило, которое установила для себя, – не бояться вернуть товар. Иногда о том, что цена, указанная на ценнике, не соответствует действительности, мы узнаем уже только на кассе. И если раньше я говорила себе «ну ладно» и покупала за ту цену, которая пробивалась, то теперь считаю нужным сообщить об ошибке, чтобы ее устранили. И если понимаю, что за такую цену товар не куплю, прошу его не считать.

Вопросы эксперту

Для того, чтобы узнать подробнее о том, кто несет ответственность за случаи, которые описанные выше, мы обратились к начальнику отдела организации торговли и бытовых услуг главного управления торговли и услуг облисполкома Наталье Елисеевой.

– Контролируется ли каким-либо образом проведение акций в торговых объектах?

– На государственном уровне осуществляется контроль за соблюдением законодательства о торговле, рекламе, защите прав потребителей. Например, за предоставлением покупателю достоверной информации, надлежащим оформлением ценников, соблюдением ограничений по стимулированию продаж алкогольных напитков и пива и так далее.

Что касается сроков проведения акций, размеров и условий предоставления скидок – эти вопросы определяются торговыми предприятиями самостоятельно или совместно с поставщиками продукции.

– Есть ли правила для проведения акций?

– В действующих правилах продажи определено, каким образом должна быть представлена информация о размере скидок: в процентном отношении к цене или в абсолютном выражении в денежных знаках, на ценниках, в меню или иными способами.

Сейчас на республиканском уровне рассматривается вопрос о внесении в правила продажи дополнительных норм, устанавливающих требования к проведению распродаж и других акций, стимулирующих потребительский спрос. В частности, обсуждается возможность определить условия для проведения таких акций, уточнить порядок предоставления информации о скидках и так далее.

– Что делать потребителю в ситуации, если товар стоит на акции по одной цене, а на кассе пробивается по другой?

– Согласно действующим правилам продажи в такой ситуации продавец обязан продать покупателю товар по цене, указанной на ценнике. Если это требование не выполняется, покупателю, как и в любой спорной ситуации, нужно начинать защиту своих прав с обращения к администрации торгового объекта. В случае, когда при устных переговорах не достигнуто согласие, можно внести запись в книгу замечаний и предложений, направить письменное обращение руководству торгового предприятия. 

– Является ли нарушением, если магазин для стимулирования потребительского спроса указывает на ценнике сниженную стоимость товара, а на самом деле цена остается такой же, по какой товар реализовывался в этом же магазине, но, допустим, днем ранее?

– Если установлен факт предоставления покупателям недостоверной информации, органы управления торговлей могут рассматривать эту ситуацию с точки зрения нарушения законодательства о торговле и защите прав потребителей. Ответственность за несоблюдение правил торговли в виде штрафных санкций предусмотрена статьей 12.17 Кодекса об административных правонарушениях. 

– Какие рекомендации вы бы дали потребителям?

– В первую очередь хотелось бы посоветовать не принимать решение о покупке импульсивно. Изучите информацию о товаре, ознакомьтесь с ценами на аналогичную продукцию в других торговых объектах. Обратите внимание, что на ценниках на штучные продовольственные товары дополнительно указывается информация о цене в пересчете на литр или килограмм, что помогает сравнить стоимость продукции различного объема и веса. Обдуманный подход поможет совершить удачную и выгодную покупку.

Фото из открытых источников.