Автор: . Дата создания:

Я давно увлекаюсь изготовлением игрушек, мне нравится узнавать об истории появления тех или иных предметов для развлечения детишек. Но куклы – пока не поддающееся мне изделие. Оказалось, что делать их очень интересно, занимательно и познавательно: мастер-класс провела для меня педагог дополнительного образования Витебского областного дворца детей и молодежи, руководитель кружка «Искусство рукоделия» Лариса Дерябина.

Кручу-верчу, подарить хочу 

Куклы издревле считались не просто забавой для малыша, а его оберегом от дурного глаза и черных помыслов. Первой игрушкой, которую получал новорожденный, были куклы-пеленашки. Они изготавливались обязательно в хорошем расположении духа, исключительно будущей матерью и из обрезков ее одежды: юбки, передника, платка. Таким образом малышу передавались часть материнской энергии и ее сила любви.

Как раз такую простую, но в то же время важную куклу мне и своим воспитанницам предложила сделать Лариса Дерябина. Как правило, именно с подобных несложных изделий начинают постигать искусство создания игрушек мальчики и девочки, которые приходят в кружок по рукоделию в ВОДДиМ.

Итак, для пеленашки нам понадобились четыре квадратных лоскута. В древности традиционно это был лен, но сейчас мы можем использовать и хлопчатобумажную материю. Один квадрат должен быть светлым – это туловище куклы, два поярче и большего размера – пеленка и платок, самый маленький с кружевом – для украшения изголовья в конверте «новорожденного». Также необходимы нитки красного цвета и декоративная лента в тон разноцветной ткани.

В идеале нитки, а по возможности и ткань, нужно рвать руками: применение ножниц в стародавние времена считалось неприемлемым.

И вот мы приступаем к пеленашке. Светлый квадрат складываем пополам, затем на две трети справа налево и закручиваем: получается вытянутый плотный прямоугольник. Посередине перевязываем его красной нитью на два узла – это символический центр отца. Перекрещиваем концы, обматываем повыше и снова завязываем на два узла – это голова и сила матери.

Затем более красочную ткань складываем треугольником – получаем платок. Загибаем его небольшую полоску надо лбом куклы и дважды закладываем оба края внутрь.

Самую яркую «пеленку» поворачиваем ромбом, на верхний уголок кладем кусочек белой ткани с кружевом. Укладываем «ляльку» и начинаем пеленать: края заворачиваем внутрь дважды, нижний конец загибаем сначала на 1 – 1,5 см, а затем пополам. Конверт с «новорожденным» перевязываем декоративной лентой.

Такую игрушку можно класть в кроватку малыша, смело давать в руки, не опасаясь, что он потянет ее в рот: натуральная ткань гипоаллергенна и легко стирается даже вручную.

Подросшие непоседы любят разбирать и собирать куклу-пеленашку, тем самым тренируют мелкую моторику.

Креативный и полный творческих задумок педагог Лариса Александровна трансформировала идею пеленашки в сувенир. Она делает куколок из льняных салфеток, которые потом можно использовать в качестве подставок под заварочный чайник и кружки с горячими напитками для семейных посиделок.

Не пора ли засылать сватов? 

Лариса Дерябина рассказала, что в давние времена куклы были оберегами в доме или дороге, талисманами на удачу. Кроме того, они могли служить сигналом для женихов.

Трудолюбивые крестьянки до свадьбы постигали многие виды рукоделия: прядение пряжи, покраску полотна, кройку, шитье, вязание, вышивку и даже плетение кружев. Кроме того, учились вести хозяйство, доить коров или коз, справляться в огороде, наводить порядок в избе, готовить. Все сшитые для себя вещи красавицы складывали в большой сундук, и когда приданого в нем собиралось под самую крышку, а руки мастерицы познали сельский и домашний труд, девушка на выданье выставляла на окошко особую куклу.

Я поинтересовалась у моей наставницы, почему в старину кукол делали преимущественно безликими. Считалось, что в этом случае обереги меньше подвергались воздействию злых сил и недобрых помыслов, потому не вышивали и не рисовали на их лицах глаз, рта и носа.

Солнце да зола – пряжа бела 

Наши предки в основном использовали льняные и шерстяные ткани, а для украшения применяли природные красители: свекольный сок, отвары луковой шелухи и трав. Мне стало интересно: откуда тогда взялись знаменитые славянские белые рубахи, не закрашивали же ткани мелом?

Как объяснила Лариса Александровна, природными отбеливателями были солнце и зола. Готовые полотна сушили на свежем воздухе, и если в итоге оставался желтоватый оттенок, говорили: не долежало на солнышке. Затем ткань несли на реку, натирали золой и отбивали деревянными колотушками, пока не добивались нужного цвета.

Надо сказать, что те самые белые рубахи кроились по одному образцу: как для мужчин, так и для женщин. Разница была лишь в декорировании и орнаментах.

В женской рубахе в ворот вдевалась тонкая плетеная веревочка: когда было холодно, она завязывалась под самое горло, в тепло время года – ослаблялась. В праздники открытое, как мы сейчас говорим, декольте украшалось рядом бус и лент.

Кстати, этот аксессуар имел вполне определенный смысл: если у парня были серьезные намерения и он хотел посвататься к понравившейся девушке, то дарил ей красные бусы. Приняла – значит, согласна, и тогда к ее родителям вскоре приходили сваты: «У вас товар, у нас купец».

На поле танки грохотали… 

У Ларисы Дерябиной сейчас больше 60 учеников, есть среди них и мальчики. С 1996 года, когда открылся ее кружок в областном дворце детей и молодежи, представители сильной половины человечества ежегодно пополняют ряды будущих мастеров иглы и ножниц, опровергая миф, что шить куколок – удел девочек. Ребятам, правда, интереснее создавать что-то более близкое им по духу. Например, есть среди множества хранящихся в кабинете наставника работ два «боевых» арсенала: поля со сделанными из ткани и картона танками и солдатами. Лариса Александровна рассказала, что создание боевой техники так увлекло мальчишек, что некоторым даже не хотелось уходить домой по окончании занятия.

Только ли военную технику делают будущие защитники Отечества? Нет. Им также нравится создавать картины из пуговиц, соломы, лент и шнуров. На стенах кабинета немало таких произведений, о каждом из которых Лариса Александровна может рассказать отдельную историю.

Ах, горожанка хороша! 

Кроме игрушек для маленьких детей, Лариса Александровна вместе с девочками постарше занимается исследованиями в области истории костюма для создания образов, максимально приближенных к аутентичным. Так, на один из конкурсов – а ее воспитанницы регулярно в них участвуют, причем в последнее время преимущественного международного формата – подготовили четыре уникальных костюма горожанки мещанского сословия.

Провели колоссальную предварительную работу, собрали весь имеющийся материал с описаниями того, как выглядела зажиточная витебчанка времен Радзивиллов.

В арсенале этой дамы было как минимум четыре ансамбля: домашний, для прогулок и, как бы мы выразились сейчас, шопинга, для театра и бальное платье.

Домашнее шилось из ткани попроще. Выходной наряд состоял из нескольких деталей: платья-рубахи, дополнительной юбки-андарака, душегрейки, передника и, конечно, головного убора. В театр витебчанка ходила только в красивом платье из покупной ткани, потому что нужно было и себя показать, и на других посмотреть. А вот на бальном наряде не экономили: ткань брали богатую, порой заказывали из-за границы, не скупились на украшения и по возможности добавляли юбку для утепления или ради разнообразия. Также в женский гардероб Радзивилл добавил пальто, прародителем которого стала военная шинель. Разница в дамском варианте состояла только в более мягкой ткани, ведь горожанкам не нужно было использовать верхнюю одежду в качестве плащ-палатки.

 *** 

Занятие так увлекло меня и детей, что мы не заметили, как пролетел не один час. Говорят, что мужчины увлекаются рыбалкой, потому что время, проведенное с удочкой, в зачет жизни не идет. Пожалуй, у женщин с рукоделием так же. Ровных вам стежков, дорогие мастерицы!

Фото Петра ЧИМКОВСКОГО.