Автор: . Дата создания:

Частые зимние оттепели, постоянное обилие влаги на дорогах покрыли полотно ямами и трещинами. Маневрируя между ними, чертыхаются водители, злятся облитые грязной водой пешеходы. Зато как все радуются, когда видят на магистралях и улицах людей в оранжевых жилетах, которые накладывают заплаты на асфальт. С одной из таких бригад КУП ЖКХ «Браслав-коммунальник» день поработал и журналист vitvesti.by.  

Рабочий день у коммунальников начинается рано. Директор предприятия Петр Белусь предупредил, что уже в семь часов соберутся на планерку мастера. Желательно к половине восьмого явиться и мне, познакомиться с членами бригады, пройти инструктаж, определиться с операцией, которую буду выполнять.  

Подбодрили: работа, мол, несложная, но все же требующая физической подготовки, навыков и умения трудиться в команде.

В 7.30 я на месте. Мои новые товарищи тоже были уже в сборе, стали подшучивать: с чего бы это журналисту захотелось попробовать их хлеба? Но общий язык мы нашли быстро, понимая, что в каждой профессии свои особенности.

Мини-планерку с бригадой провел мастер участка Валентин Лапузо, обозначив все задачи на предстоящий день. Погода, судя по всему, не должна была помешать нам.

Грузим в машину оборудование и выдвигаемся на перекресток улиц 1 Мая – Садовая. Со службой ГАИ проведение  работ  коммунальники согласовали еще накануне. Поэтому, прибыв на место, первым делом выставляем дорожные знаки и конусами ограждаем зону ремонта. Это безопасность и удобство для работников, предупреждение для участников дорожного движения о необходимости быть более внимательными и указание маршрута объезда. Безопасность всех участников дорожного движения – одно из приоритетных требований.

Вместе с мастером и членами бригады осматриваем и оцениваем степень разрушения полотна, размечаем «карты» – места на дорожном покрытии, которые нужно отремонтировать.

Прежде важно понять, по какой причине произошло разрушение асфальта, какой «запас»  следует взять при опиливании ямок, чтобы снова не ремонтировать их в недалеком будущем.

Подготовку заканчиваем быстро и сразу же начинаем сам процесс заделывания ям. Бензорезом рабочий Андрей Ринкевич выпиливает квадрат за квадратом разрушенное покрытие до крепкого асфальта, но чаще до гравийного основания дороги. Хорошее оборудование, которым оснащена бригада, позволяет качественно и быстро работать. Но все же бензорез весит около 15 килограммов, Андрей все чаще вытирает пот и не так быстро движется по дороге. Берусь подменить его и понимаю – процесс трудоемкий.

Непросто удержать прыгающую в руках пилу, сделать при этом точный разрез, на ходу оценить его глубину… Если ошибешься, заплатка не будет держаться и очень скоро разрушится. Нужны твердая рука и хороший глазомер.

Передохнув, он снова берет свой аппарат и, играючи, врезается в твердь полотна, обеспечивая фронт работ для товарищей.

Следом дорожные рабочие убирают остатки асфальта из вырезанной «карты». Инструмент для этого у них нехитрый – ломы да лопаты. На какое-то время куски старого покрытия они складируют на краю проезжей части, чтобы в конце дня собрать и отправить на переработку.

Дальше настает черед рабочего с воздуходувной машиной. С ее помощью Вениамин Шпец окончательно очищает вырезанные ямки от остатков асфальта, мелких камней, песка и влаги. При небольших габаритах этот аппарат весит около 10 кг. Только поносить его день за спиной равносильно разгрузке не одного мешка картошки.

После очистки ямку высушивают и одновременно прогревают газовой горелкой. На этом этапе основную сложность представляет вода, которая может остаться или снова натечь. Именно влага – главный враг ремонтников, она легко может свести на нет весь их труд.

Операция за операцией, совсем не так быстро, как хотелось бы, идет восстановление полотна. Ямки промазывают специальной мастикой, которую необходимо постоянно поддерживать в горячем состоянии. За этим следит тот, кто работает на прогреве «карты».

И только после выполнения всех этих манипуляций приходит время укладывать смесь. До той поры она находилась в специальном устройстве – рециклере, который крепится к трактору  и там постоянно подогревается до 40 — 50 градусов по Цельсию.

Лопатами мы насыпаем с запасом органоминеральную смесь в выбоины, чтобы после того, как по ней пройдет виброплита, новый слой оказался на уровне старого.

Конечно, в отличие от меня у товарищей по бригаде все получалось быстро. Они умело орудовали своим инструментом, четко соблюдая последовательность операций. Уложили 3 тонны смеси (емкость рециклера), которой как раз хватает на день работы и для заделки до 100 кв. м полотна. По этим дорогам ездят и они сами, так что ремонт делают, как для себя.

За работой бригады следили любознательные браславчане. Одни останавливались и наблюдали за процессом, другие, проходя мимо, благодарили рабочих, но были и третьи… Не знаю как кого, но меня огорчали их раздраженные слова, что вновь деньги выбрасываются на ветер, что заплатки на асфальте не помогут.

Но что бы мы делали без них? Ямочный ремонт – действительно спасение от окончательного разрушения полотна. И на эту работу коммунальной службе выделено всего около 5 тыс. руб. Такова реальность.

А пока по всей области бригады коммунальной службы, используя каждый погожий день, выезжают на улицы городов, чтобы в силу своих возможностей сделать нашу жизнь более безопасной и удобной.

Фото Александра ОЗЕРСКОГО