Автор: . Дата создания:

Врач — анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением Виктор Ксензов свыше 30 лет трудится в Сенненской ЦРБ. Его знания, способность брать ответственность на себя и действовать немедля не раз помогали в прямом смысле возвращать пациентов к жизни.

Во время интервью мужчина на вопросы отвечает так быстро, словно пытается побить мировой рекорд по числу произносимых слов в минуту. Кроме того, собеседник и секунды не может просидеть на месте, постоянно порываясь убежать, то вдогонку за коллегами, заглянувшими в кабинет, то для того, чтобы предложить кофе или закрепить сказанное экскурсией по отделению. Видимо, именно таких людей называют холериками. Им быстро наскучивает размеренность и неспешность, а вот в критических ситуациях они чувствуют себя как рыба в воде. Поэтому реаниматолог — идеальная профессия для Виктора Ксензова. Однако как ни странно, в юности он не горел особым желанием стать врачом.

— Даже несмотря на то, что моя мама трудилась медсестрой-анестезистом и я часто бывал у нее на работе, медицина меня не привлекала. Когда в 1978 году после окончания средней школы настало время определяться с профессией, взял справочник абитуриента и, пролистывая его, случайно обратил внимание на информацию о Витебском мединституте. Подумал, что туда будет проще попасть, чем в аналогичный столичный. Только позже узнал, что допустил серьезный промах: ВГМУ, в отличие от минского, считался вузом союзного значения. Но все-таки поступил туда, правда, со второго раза, — рассказал Виктор Анатольевич. — Учиться было сложно, но интересно. С каждым курсом все больше чувствовал, что медицина — это мое. А когда во время интернатуры в Могилевской областной больнице познакомился со специальностью анестезиолога-реаниматолога, то просто влюбился в нее. В том числе благодаря тому, что удалось поработать бок о бок с врачом от Бога Алексеем Марочковым, который сейчас является доктором медицинских наук, автором ряда оригинальных методик и патентов.

Первые самостоятельные шаги в профессии Виктор Ксензов делал на своей малой родине, в Быховской районной больнице. Райцентр входил в зону отселения после трагедии на Чернобыльской АЭС, поэтому в 1990-м мужчина вместе с семьей переехал на Сенненщину — оттуда родом супруга. Через год он возглавил новое для ЦРБ отделение — анестезиологии и реанимации.

— Мы следим за состоянием и корректируем лечение пациентов, находящихся в реанимации. В частности, проводим круглосуточный мониторинг жизненно важных функций, дозированное введение препаратов, при необходимости — искусственную вентиляцию легких. Одним словом, делаем все, чтобы стабилизировать состояние больного и перевести его в обычную палату для дальнейшего лечения, — пояснил Виктор Ксензов. — Профессия анестезиолога-реаниматолога подходит моему темпераменту. Главное в ней — уметь быстро и четко мыслить, всегда быть готовым к возникновению критической ситуации, чтобы действовать, руководствуясь холодным расчетом. Кроме того, нельзя показывать ни пациенту, ни коллегам никаких эмоций — волнение передастся им, что негативно скажется на итоговом результате. Если терапевты или хирурги могут собрать анамнез, взять паузу, чтобы продумать возможные варианты лечения, то в реанимации приходится действовать, не обладая достаточной информацией. С другой стороны, кардинальные решения, принятые в короткий промежуток времени, позволяют получить быстрый ответ от организма и, отталкиваясь от него, двигаться дальше. К сожалению, не всегда мы в силах помочь больному. Однако, если есть хоть малейший шанс, каждый сотрудник нашего отделения сделает все возможное, чтобы его использовать.

Последние годы были непростыми для медиков, особенно анестезиологов-реаниматологов. Коронавирус стал для них настоящим испытанием на прочность и профпригодность.

— В определенном смысле нам повезло: на Витебщине первым под удар COVID-19 попал областной центр, поэтому у нас было время подготовиться. Благодаря Министерству здравоохранения и нашему областному руководству мы получали необходимые методические рекомендации, знали, что делать и как реагировать на происходящее. Уверен, это в разы увеличило число спасенных жизней, позволило не испытывать недостатка в средствах индивидуальной защиты и кислороде, — отметил Виктор Ксензов. — Нагрузка на медработников увеличилась в разы, пришлось вдвое расширить количество коек в отделении. Прекрасно помню первую пациентку с вирусом — женщину средних лет с очень низкой сатурацией — 68. При этом она продолжала оставаться в сознании, говорила. Мы ее интубировали, затем перевели в областную больницу. Там она, к сожалению, вскоре скончалась. Стало понятно, что ковид — это серьезная, порой непредсказуемая инфекция со множеством осложнений. Как и положено, у нас были организованы «чистая» и «грязная» зоны, наблюдались так называемые волны заболеваний. Кстати, по моим ощущениям, самой тяжелой оказалась не первая, а вторая из них. Последние полгода мы вообще не занимаемся пациентами с коронавирусом, их отправляют в другие учреждения здравоохранения, отсеивая от других на этапе приема в так называемом инфекционном кабинете — помещении с отдельным входом для людей с кашлем и температурой. Как показал опыт, пациенты, у которых чаще всего болезнь протекает в тяжелой форме, — это непривитые, полные люди старше 70 лет с сердечной недостаточностью или сахарным диабетом.

Для того чтобы предоставлять людям обслуживание самого высокого уровня, сенненские медики стараются перенимать передовой опыт, заниматься самообразованием и повышением квалификации.

— Присвоение мне звания «Человек года Витебщины» — один из показателей того, что отделение анестезиологии и реанимации Сенненской ЦРБ функционирует на должном уровне, равняется на лучших, — подчеркнул Виктор Анатольевич. — Естественно, это заслуга не только моя и моих коллег, но и администрации учреждения, которая заботится о создании комфортных условий на рабочих местах и нашем материально-техническом обеспечении. Не считайте нас героями, мы просто выполняем свою работу.