Автор: . Дата создания:

В музее ОАО «Витязь» среди экспонатов представлена вся линейка техники, выпускавшаяся за 45-летнюю историю деятельности предприятия. А открывает ее первый телевизор, сошедший с конвейера 12 сентября 1978-го.

Знаковое событие для предприятия, которому тогда было чуть более двух лет, не могло обойтись без торжественной церемонии и митинга. В гости к заводчанам приехал первый секретарь Витебского горкома КПБ Валентин Михельсон. Ему было предоставлено право включить телевизор, после того как первый серийный аппарат отрегулировал выпускник Витебского политехнического техникума В. Николаев.

Несостоявшийся «Жемчуг» 

Первый «Витязь-722» цветного изображения с диагональю экрана 61 см сошел с конвейера на полгода раньше запланированного срока. Как сообщала газета «Віцебскі рабочы», успеху содействовало взаимодействие строителей и производственников. Был применен метод параллельного проектирования и возведения корпусов, велось поэтапное освоение мощностей. «Витязи» называли детищем всей страны. В создании новых телевизоров, как и в подготовке кадров для предприятия, принимали участие специалисты из Москвы, Ленинграда, Минска, Симферополя, Горького, Каунаса, Новгорода и других городов.

Телевизор «Витязь» с большой долей вероятности мог именоваться «Жемчугом». В начале весны 1977-го были подведены итоги конкурса на лучшее название. От работников предприятия поступило около 150 предложений, среди них — «Витязь», «Спектр», «Зенит», «Жемчуг», «Буревестник», «Крыніца» и другие.

Варианты долго обсуждались в коллективах подразделений и на техническом совете. Сперва остановились на «Жемчуге», но все чувствовали, что в нем нет изюминки. Чуть позже выбор пал на «Витязь», в котором звучала нотка, связанная со старинным городом. Название не сговариваясь предложили старший инженер лаборатории В. Макаров и инженер-конструктор Н. Касаткин. Согласно положению о конкурсе каждый из них получил премию в размере 25 руб.

Рекламное продвижение 

По современным меркам «Витязь-722» был очень массивным и достаточно тяжелым: габариты – 780х550х550 мм, масса – 60 кг. Но тогда на подобные характеристики покупатели не обращали внимания. Главное, что передачи можно было смотреть в цветном изображении, немаловажное значение имело сенсорное (кнопочное) переключение каналов. В черно-белых аппаратах такой маневр делался с помощью тумблера.

Тем временем велась рекламная кампания по продвижению «Витязя-722». В частности, на выставке новых изделий в Киеве витебский телевизор привлек внимание специалистов и экспертов, представителей торговых организаций Украинской ССР. Высокая оценка телеприемнику была дана на международной выставке в Чехословакии и Всесоюзной ярмарке в Москве.

Продажа с консультацией 

В субботний день, 25 ноября 1978-го, в Витебске в специализированном магазине «Электрон» на проспекте Черняховского была организована выставка-продажа «Витязей-722». Накануне в рекламном объявлении в областной газете отмечалось, что новая модель полностью оправдывает свое «богатырское» название. Она выполнена на уровне лучших отечественных аналогов. Переключение программ в любой последовательности осуществляется легким касанием контактной пластины сенсорной установки (к слову, в Витебске тогда принималось всего две телевизионные программы – Первая и Вторая, а кнопок на сенсорном блоке было шесть). В телевизоре использовался взрывобезопасный кинескоп (в те годы аппараты нередко детонировали и приводили к пожарам). Предусматривалась возможность подключения магнитофона и головных наушников для прослушивания звукового сопровождения.

На выставке-продаже специалисты завода помогали покупателям выбрать телевизор и давали консультации по его эксплуатации. Перед началом включили несколько приемников разных марок.

«Посмотрели и сравнили: наш, витебский, не только не хуже, а даже лучше других работает», – сообщал корреспондент «Віцебскага рабочага».

«Это понятно, – полушуткой, но не без гордости объяснил заместитель директора А. Толсташов. – Зачем строить новое предприятие, если его изделия будут хуже? Ну и, сказать честно, первая продукция – основа нашего будущего авторитета. Сегодня закладывается имя нашей марки».

Специалисты завода также выезжали на квартиры первых владельцев «Витязей», помогали с установкой, подключением и настройкой. Всего за тот день было продано 60 телевизоров по цене 755 руб. за единицу.

До конца года завод выпустил еще 500 приемников, большинство реализовано в Витебске. В 1979-м в торговую сеть Придвинья планировалось поставить 1000 телевизоров, Минска – 700, других регионов Беларуси – по 200. Через три года предприятие должно было выйти на проектную мощность – 300 тыс. телеприемников.

Но это были совершенно другие «Витязи» – заметно легче, оснащенные беспроводным дистанционным пультом. К аппарату уже можно было подключать видеомагнитофон, использовать его экран для телеигр.

Фото автора и из фондов музея ОАО «Витязь»