Автор: . Дата создания:

В грузинском Батуми на 98-м чемпионате Европы по тяжелой атлетике наши соотечественники переписали 15 национальных рекордов, повторили лучший результат сборной в истории выступлений на помостах Старого Света и, пропустив вперед только команду России, заняли второе место в общем медальном зачете. Среди героев континентального форума – старший тренер мужской сборной Беларуси по тяжелой атлетике Виктор Шершуков и чемпион Европы-2019  Геннадий Лаптев, с которыми удалось побеседовать корреспонденту vitvesti.by .

Тренер 

– Виктор Евгеньевич, говорят, что в дорожную сумку вы всегда кладете некие талисманы.

– Это командные обереги. Все последние годы они сопровождают нас на соревнованиях. Тигренка из папье-маше дочка Катюша подарила мне, когда занималась в художественной школе. Тогда ей было пять, сейчас 14. Получается, полосатый с нами уже девять лет.

Второй оберег – серебряная медаль Сережи Лагуна, завоеванная на чемпионате мира незадолго до его трагической смерти. Есть и золотая. Она стала переходящей. В сборной мы по итогам года награждаем ею лучшего спортсмена, выступающего в той же весовой категории, в которой вошел в пантеон белорусской тяжелой атлетики этот выдающийся уроженец Витебщины.

Ну и, наконец, образок, подаренный моим духовным отцом – владыкой Феодосием. На нем святой покровитель, оберегающий в трудах и походах всех мужчин с именем Виктор.

– В Батуми белорусы произвели настоящий фурор.

– Действительно, все сложилось неплохо. Хотя у нас не было задачи кого-то удивить. В сборной идет планомерная работа.

Главный старт сезона для нас – чемпионат мира в Таиланде, там команда должна показать свой истинный потенциал. А в Грузии готовность ребят я бы оценил на 90%. Им есть к чему стремиться и в чем добавлять.

Моя оценка ни в коей мере не умаляет итогов соревнований. Мы уступили только россиянам.

– Года три назад вы взяли курс на омоложение национальной команды. Вашу правоту доказали успехи. Первый пришелся на юниорский чемпионат Европы 2018 года. Тогда на высшую ступень пьедестала поднялось пятеро белорусских атлетов, включая выпускника Новополоцкого УОРа Эдуарда Зезюлина и Геннадия Лаптева, воспитанника новополоцкой СДЮШОР №1.В медальном зачете вы со своими подопечными оказались впереди Европы всей. Теперь можете сказать, что всем и все доказал?

– Не всем и не все. Хотя, не скрою, молодежью горжусь. Вы взглянитена графу "год рождения". Ведь этим вундеркиндам по 19-20 лет. Они – мальчишки по меркам тяжелой атлетики. Зезюлину, Лаптеву, Тихонцову, Лозко еще мужать и мужать. Есть в сборной и возрастная серединка. Лихорад, Асаенок, Мудревский, Клим – это мужчины в расцвете сил. К ветеранам относятся только прославленные, увенчанные лаврами и титулами Стрельцов и Арямнов. Это мегазвезды.

– Оцените перспективы наших земляков – Геннадия Лаптева и Эдуарда Зезюлина.

– Это будущее белорусской тяжелой атлетики. У Гены – два золота. Большая медаль за сумму подходов, малая – за рывок. Перед соревнованиями атлету пришлось сгонять 9 килограммов. Не будем форсировать наращивание массы. Но я вижу его в другой весовой категории.

В Таиланд он, скорее всего, поедет в новом качестве – в категории 67 кг. Я повезу его для обкатки, без каких-либо условий и медальных обязательств. Для мирового уровня надо созреть.

А в Европе Гена уже лидер. Хотя взрослым спортсменом по нашей классификации он станет лишь через 3 года.

Эдик Зезюлин в Батуми занял четвертое место. Великолепное выступление. Он – самый ранний из супертяжей. На 5-10 лет моложе соперников, на 30 – 40 килограммов легче. На фоне других он смотрелся тростинкой. Более того, выступал приболевшим, с температурой.

Эдику нужно добавить мощи. Но уже в этом году, на чемпионате мира в Таиланде, он может быть в топ-6. При счастливом стечении обстоятельств – претендовать на бронзу. Повторяю, им всего по 20. Звездный час для Лаптева и Зезюлина, думаю, наступит в 2024 году, на Олимпиаде в Париже.

Триумфатор 

– Гена, когда ты понял, что рожден для штанги?

– Не сразу. В детстве я был большим непоседой. Избыток энергии во мне сочетался с любопытством. Все хотелось попробовать, испытать на себе. Занимался плаванием, метанием молота, кикбоксингом. А к штангистам меня привел тренер по легкой атлетике. Он оценил мое рвение, но специфика вида требовала длинноногих, а я – коротыш.

– Значит, королева спорта сказала, что ты, возможно, будущий герой, но только не ее романа?

– Вроде того. В зале были тренеры Александр Фурс, Сергей Тихоненко. Меня и еще несколько ребятишек стали пробовать: сделай то, сделай это. Выполняю, как велят, а краем уха слышу, как один шепчет другому: «Это же пружина, а не пацан. Смотри, как выпрыгивает!..»

Взяли. И я на первой же тренировке присел со штангой 40 килограммов. При собственном весе чуть не в два раза меньше. Это мотивировало. Главное – я почувствовал, что штанга – это мое, родное.

– Наверняка результаты должны были расти как на дрожжах.

– Да, все получалось сразу. Дебютный старт выиграл. Вторые соревнования – снова первый, третьи – золото. Через год поехал на республику – стал вторым..Помню, досадовал и удивлялся: как так – ведь должен быть первым?!

– Твоя оценка экспериментов Виктора Шершукова?

– Результаты налицо. В Албании два года назад юношеская команда Беларуси обошла всех. В Польше, год спустя, на юниорском первенстве – тоже. В Туркмении уже на взрослом чемпионате мира в том же омоложенном составе стала второй. Про Грузию и без меня много сказано. Одна газета назвала Виктора Евгеньевича собирателем талантов. В самую точку!

– Поделись ближайшими планами.

– Перейти в категорию 67 кг, освоиться, потому что сгонка 9 килограммов в один прекрасный день может обернуться судорогами на помосте… Буду упорно работать с прицелом на Париж. Замахиваться на Токио-2020 еще рано. Категория 67 кг не столько европейская, сколько азиатская.

В одном Китае штангистов столько, сколько у нас населения. Буду присматриваться, идти шаг за шагом. А во Франции в 2024 году, надеюсь, поборемся за олимпийское золото.

Фото Владимира ФАКЕЕВА