Автор: . Дата создания:

С очередным подъемом заболеваемости коронавирусной инфекцией санитарно-эпидемиологическая служба Витебска традиционно усиливает контроль за соблюдением противоэпидемических мер в организациях, учреждениях и предприятиях, независимо от формы собственности. Под пристальным вниманием – места массового пребывания людей. В одном из таких рейдов побывали корреспонденты «ВВ» совместно с сотрудниками Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии и представителями управления торговли Витебского горисполкома.

В маршруте – объекты торговли, бытового обслуживания, досуга. На некоторых из них прежде были допущены нарушения, выявленные ранее, поэтому важно было узнать: исправлены ли былые упущения и не проигнорировали ли рекомендации санэпидслужбы.

Локация нашей высадки – район автобусного и железнодорожного вокзалов – выбрана неслучайно. Это по-своему зона повышенного риска, ведь сюда, помимо витебчан, стекается много приезжих. И от выполнения элементарных профилактических мер на расположенных здесь общественных объектах во многом зависит дальнейшее «путешествие» вируса.

Заглянули в парикмахерскую, расположенную в здании автовокзала. Объявления о масочном режиме предупреждают посетителей еще до входа в салон, такая же «напоминалка» – на окне администратора. На стойке – антисептики, маски и перчатки для персонала, аналогичный набор предусмотрен взоне ожидания, для клиентов. По первому требованию заведующей отделением коммунальной гигиены ВЗЦГиЭ Алеси Рагозик директор парикмахерской Надежда Алфёрова предъявила месячный запас средств индивидуальной защиты, дезинфектантов для обработки рук и помещения, план профилактических мероприятий предприятия, журнал о проведении ежедневной термометрии персонала перед началом смены и уборки помещений каждые два часа – в общем, все то, что обязывают нынешние требования вусловиях сложившейся эпидемиологической ситуации. Сотрудники и посетители были в масках. Такая дисциплинированность нанимателя и коллектива – результат прежних проверок. Как отметила директор салона, каждую рекомендацию со стороны проверяющих служб она воспринимает не как претензию, а как механизм совершенствования своей работы.

– Считаю, если за что-то браться, то надо делать это хорошо. Также понимаю, что выполнение всех требований по предупреждению распространения инфекции – это прежде всего забота о себе, своем коллективе и клиентах, – сказала Надежда Алфёрова.

Этажом ниже у бизнес-леди оказался еще один объект – магазин непродовольственных товаров, где она также позаботилась о мерах для предупреждения распространения COVID-19, в чем мы лично убедились.

Следующий пункт нашего следования – игровой клуб. И здесь ситуация оказалась менее радужная. На встречу нежданным гостям администратор заведения вышла без маски. Если в данном случае можно было сделать скидку на то, что посетителей здесь  начинают принимать только вечером, то в некоторых других вопросах девушка вела себя непростительно некомпетентно. Например, на просьбу показать запас масок она принесла небольшую коробочку со скудным содержанием – несколькими парами индивидуальных одноразовых перчаток и десятком масок.

– Почему так мало? Вы думаете, что этого вам хватит на месяц? Вам и на одну смену недостаточно с учетом, что те же маски полагается менять каждые два часа, – с недоумением сказала Алеся Рагозик. На что администратор спешно заметила, что это только для посетителей, да и СИЗы подвозятся в заведение каждый день.

– А где маски для сотрудников? Например, ваши? – спросила представитель санслужбы.

– Свои маски носим сами, в том числе используем тканевые, – ответила собеседница, однако показать личные запасы не торопилась. Также представитель администрации не смогла предъявить наличие средств дезинфекции, график для уборки, план профилактических мероприятий для предупреждения распространения коронавирусной инфекции, причем не только индивидуальный субъекта хозяйствования, но и даже горисполкома, согласно которому должны организовать работу все предприятия, организации областного центра в неблагополучный эпидемиологический период. Остальные пункты из обязательного списка в принципе в заведении выполнены. В адрес субъекта хозяйствования направлены требования об устранении нарушения,   работники предупреждены об административной ответственности.

Затем мы заглянули в продовольственный магазин.

– В ходе совместного контрольного мероприятия по соблюдению противоэпидемических мер, которое мы проводили в сентябре совместно с управлением торговли и услуг горисполкома, на данном объекте у нас были выявлены нарушения, в частности, в отделе реализации мясной продукции стерлась специальная разметка для обеспечения дистанцирования покупателей, у раковины для мытья рук продавца не оказалось в наличии одноразовых полотенец, в магазине не обеспечен контроль за использованием работниками и покупателями средств защиты органов дыхания. Имело место дисциплинарное взыскание в отношении ответственного должностного лица, – на пороге торгового объекта пояснила заведующая отделением гигиены питания ВЗЦГиЭАнна Мехова. 

Проследовав в зал, первым делом обратили внимание на прежде выявленные нарушения, все они были устранены.Если для нанимателей, работников торговли сегодня есть механизмы воздействия, можно, так сказать, заставить соблюдать профилактические «антиковидные» меры, то вот с покупателями сложнее. Поинтересовалась, насколько сознательны их посетители в этом плане? Хотя на тот момент в магазин за покупками пришли единицы, однако все они были в масках, а некоторые еще и в перчатках. 

– С началом осени население стало более ответственно подходить к этому вопросу, особенно это видим по пожилым – их уговаривать надеть маску продавцам не приходится, в отличие от молодых людей. Если на замечание о соблюдении масочного режима покупатель не реагирует, стараемся не доводить до конфликта, предоставляем маску на кассе, – рассказалазаведующая Оксана Головнёва.

Посещая объекты и общаясь с трудовыми коллективами, сотрудники санэпидемслужбы не упустили возможность лишний раз напомнить о необходимости вакцинации от коронавирусной инфекции.  

–Директор не раз говорил о вакцинации, он сам с семьей привился и нам советовал. Но, честно говоря, мы как-то особо не задумывались, пока недавно тяжело не заболел наш работник. Теперь готовы пересмотреть свою позицию, обратились к руководству с вопросом о возможности привиться коллективно и заручилисьподдержкой, –поделилась Оксана Головнёва, под началом которой трудится чуть более десяти человек.Пусть коллектив и небольшой, но сегодня важна ответственная позиция каждого нанимателя, да и отдельного человека, поскольку от этого зависят не только персональное здоровье, безопасность на том или ином объекте в условиях пандемии, но и шансы остановить распространение COVID-19.  

Обобщая опыт нынешнего рейда по витебским объектам соцкультбыта, а также результаты предыдущих мониторингов, представители санэпидемслужбы отметили, что с каждой волной коронавируса субъекты хозяйствования все более ответственно подходят к соблюдению противоэпидемических мер. Выявленные нарушения носят эпизодический характер, в последнее время это чаще неправильное ношение масок работниками при обслуживании посетителей, так сказать, под носом или на подбородке, что аннулирует эффект защиты СИЗа, а также наполняемость и исправность дозаторов для обработки рук. Как правило, нарушения быстро устраняются и больше не допускаются в трудовых коллективах.

К сожалению, до сих пор среди населения находятся такие индивидуумы, которое не желают использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать меры профилактики – так называемые «антимасочники». Они сознательно провоцируют возникновение конфликтов в объектах торговли, бытового обслуживания, общественном транспорте, принципиально отказываясь надевать маску, но при этом требуя к себе особого внимания и обслуживания. Пока каждый не осознает свою роль в борьбе с коронавирусом, сложно будет противостоять его напору и достигнуть эпидемиологического благополучия.   

Фото Дмитрия ОСИПОВА